Как включить полный привод на Ниве

Ответ на этот вопрос будет некорректным, поскольку привод на “Ниве” постоянный полный. Многие путают функцию рычага раздатки, считая что он включает/выключает передний мост, в то время как его функция — блокировать/разблокировать межосевой дифференциал.

Как включить полный привод Нивы

Поэтому реализовать функцию включения/отключения полного привода на “Ниве” можно только вмешательством в конструкцию автомобиля. Детальнее об этом всем в статье.

Водитель Нивы не имеет возможности отключать привод на передние или задние колеса, как это реализовано в современных полноприводных автомобилях других марок, однако обязан знать как пользоваться раздаточной коробкой.

Как на “Ниве” включить полный привод

На “Ниве” постоянный полный привод. Что это означает? Что схема полного привода Niva подразумевает, что он работает всегда — энергию вращения от двигателя через карданы и дифференциалы все четыре колеса получают постоянно.

Информация о том, что на Шевроле Ниве и Нива 4х4 можно рычагом отключать и включать полный привод является очень распространенным мифом. Такую версию иногда озвучивают даже менеджеры дилеров Lada — якобы рычаг раздатки подключает передний мост, подключая полный привод. На самом деле у Нивы постоянный полный привод, а не подключаемый!

Самый распространенный аргумент в пользу неправильной теории — почему же при выключенной раздатке, если вывесить одно колесо на “Ниве”, то машина не сдвинется с места? Например, вот в этом видео говорят про “плавающий” и непостоянный полный привод “Нивы”.

Постоянный или не постоянный у Нивы полный привод (смотрите с временной отметки 2.40)

Ответ прост — потому что на этом автомобиле, в обоих поколениях, используются свободные, неблокирующиеся дифференциалы. Как это работает — читайте в соответствующем материале. Поэтому при вывешенном колесе вся мощность двигателя уходит на его вращение, а остальные три колеса практически не крутятся.

Почему же тогда на бездорожье помогает включение рычага “раздатки”? Не потому ли что он “включает” работу полного привода “Нивы”? Нет, этот рычаг блокирует межосевой дифференциал. В результате мощность двигателя отправляется не на то колесо, которое крутится легче всего (в соответствии с принципами работы дифференциала), а распределяется поровну между осями. И одна из осей в состоянии вытащить автомобиль.

Кстати, если у “Нивы” вывешено/забуксовало по колесу на каждой оси — машина не сможет выбраться из этой ситуации. В таком случае помогла бы только блокировка каждого из колесных дифференциалов, но ее в этом автомобиле нет. Хотя такое устройство можно установить дополнительно.

Следовательно, вопросом “как включить полный привод на “Ниве Шевроле”, Нива 2121 или 4х4 задаваться не надо, потому что он уже включен. А вот использовать возможности блокировки межосевого дифференциала надо. Как — рассмотрим дальше.

Как пользоваться полным приводом и раздаткой на “Ниве”

Так как уже выяснили, что когда задают вопрос “как включить 4ВД на Ниве”, на самом деле подразумевается как включить блокировку межосевого дифференциала, то рассмотрим инструкцию по использовании раздатки.

Для условий бездорожья на раздаточных коробках “Нив” предусмотрено две опции и два механизма. Первый — это блокировка дифференциала. Второй — понижающий/повышающий вал передач.

На нормальных асфальтовых дорогах всегда используется повышающий вал передач и выключенная блокировка дифференциала. Это “обычный” режим работы машины, когда она должна ехать как любой городской автомобиль. Как правильно установить рычаги — читайте ниже в разделе про управление разных моделей “Нивы”.

На бездорожье используются следующие режимы. Понижающая передача без блокировки дифференциала, нужны когда автомобилю требуется больше тяги — в песке, в грязи, при езде под горку, трогании с тяжелым прицепом.

Переключение на пониженный ряд передач можно делать только на стоящем автомобиле до старта движения по сложному участку или при движении на скорости до 5 км/ч, потому что коробка “Нивы” не имеет синхронизаторов! А вот переключаться на повышенную передачу можно и в движении автомобиля, при выключенном сцеплении.

Блокировка используется в следующих случаях — если участок становится особенно труднопроходимым и при пробуксовке/вывешивании колеса на одной из осей. Блокировать дифференциал можно в движении автомобиля, но до попадания на сложный участок дороги. Чаще всего эта функция используется вместе с понижающей передачей. С повышающей передачей заблокированный дифференциал можно использовать при движении на относительно ровных участках дороги без асфальтового покрытия.

Во многих источниках пишут о том, что нужно включать блокировку дифференциала при движении по скользкому снегу и льду. Но таких рекомендаций нет в руководстве пользователя — там предлагают при необходимости использовать эту функцию только если не удается тронуться на таком покрытии. А журналисты “За Рулем” во время тестов Chevrolet Niva определили, что на скользкой поверхности блокировка помогает только при движении под горку. Во время разгона такой режим повышает риск пробуксовки, а в поворотах ухудшает управляемость!

Не рекомендуется делать никаких переключений непосредственно в момент пробуксовки колес.Также нельзя ездить с заблокированными дифференциалом на скорости выше 40 км/час. В том числе потому, что такая езда ухудшает управляемость автомобиля, повышает расход топлива и износ шин. А постоянное движение в таком режиме вообще приведет к поломке механизмов и деталей трансмиссии. Поэтому во всех автомобилях “Нива” и на “Шевроле Нива” горит значок полного привода на панели приборов, когда дифференциал заблокирован. Даже если вы забыли его разблокировать, сигнальная лампа подскажет исправить ситуацию.

На практике бывает что включить блокировку дифференциала может быть очень сложно. Это происходит потому, что зубцы муфты узлов уперлись в зубцы шестеренки. Прикладывать силу в такой ситуации не стоит — так можно просто сломать рычаг или механизм! Такое “заедание” — не признак поломки, а нормальная работа раздаточной коробки. Это чисто механический узел, который работает таким образом.

Согласно инструкции, включение блокировки дифференциала “Нива” необходимо при движении по прямой на скорости до 5 км/ч, при этом дважды нажав/выжав сцепление. Но практика автовладельцев показывает, что эффективнее будет это делать не при прямолинейном движении, а выполнив не крутой поворот. При повернутых колесах рычаг блокировки легко включается. Аналогичная проблема может быть с выключением блокировки. Метод тот же, но эффективнее будет движение назад с небольшим поворотом руля.

Как управлять рычагами раздатки Нивы во всех режимах (подробное видео)

Управление блокировкой дифференциала Нивы (короткое видео)

Один или два рычага раздатки у Нивы и как ими управлять?

У разных моделей “Нив” по-разному реализован механизм управления функциями раздаточной коробкки.

У моделей ВАЗ-2121, ВАЗ-2131 и LADA 4x4 (трех- и пятидверные) используется два рычага. Передний — блокировка дифференциала. В положении “нажато вперед” дифференциал разблокирован. В положении “нажато назад” дифференциал блокируется. Задний рычаг — это повышающий/понижающий ряд передач. Положение назад — повышенный ряд передач. Среднее положение — “нейтраль” (в таком положении автомобиль не тронется, даже при включенных передачах КПП). Положение вперед — понижение передач.

У моделей LADA Niva, ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva использует один рычаг. В стандартном положении дифференциал разблокирован, а положения нейтрали и повышения/понижения передач такие же как описаны выше. Дифференциал блокируется нажатием ручки по направлению к водителю и это можно делать при включенной пониженной/повышенной передаче или в нейтральном положении.

Управление раздаткой с двумя рычагами

Схема управления с двумя рычагами раздатки

Управление раздаткой с одним рычагом

Схема управления раздаткой с одним рычагом

Как отключить полный привод на “Ниве”

Без вмешательства в конструкцию машины этого не сделать, поэтому рассмотрим два варианта как выключить полный привод на “Ниве” проще всего и какие при этом могут ждать последствия.

Самый простой метод — это снять один из карданных валов. Так допускается делать, когда механизму нужен ремонт, а Вам нужно продолжать движение и эксплуатировать автомобиль. Сняв любой из карданов, Вы получаете обычный моноприводный автомобиль и без установки детали назад сделать его полноприводным не удастся.

Механизм для отключения переднего моста на Ниве

Механизм для отключения переднего моста на Ниве, Niva-parts NP-00206

Второй вариант — поставить специальное устройства, механизм отключения переднего моста для “Нивы”. Он монтируется на муфту раздаточной коробки, а рычаг выводится в салон вместо штатного. У рычага блокировки дифференциала появляется третье положение — “отключение переднего моста”.

Среди плюсов этого устройства, который декларируют его разработчики, есть один главный — возможное снижение расхода топлива на 2,5 литра. Судя по отзывам на форумах, на практике эту цифру никто подтвердить не может. Также некоторые продавцы обещают улучшение разгонной динамики и снижение вибраций и шумов. Но опять же, на словах.

А вот минусов у такого решения предостаточно. Стоит девайс от 7000 рублей. Также его использование вероятно приведет к более быстрому износу редуктора заднего моста, потому что он начинает больше работать. Хотя многие автовладельцы это оспаривают, подтверждая свои слова длительной ездой со снятым передним или задним карданом. Также снижается управляемость, потому что рулить на заднеприводной машине сложнее, чем на полном приводе. Ну и те, кто держал подобный механизм в руках, говорят о низком качестве его исполнения.

Поэтому такое решение очень спорное, еще и недешевое и мало кем рекомендуется в среде “нивоводов”.

219
Статья полезная?
26
Комментировать
176k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
  • 30 января 2021

    Япошки значительно дороже

  • 29 января 2021

    Дмитрий а как тебе 129 Тыс за год

  • 23 января 2021

    " Увеличилась динамика за счет уменьшения потерь от раскрутки переднего дифа". Дурень думкой богат! Передний дифференциал будет вращаться и без кардана, от колес. И вся твоя экономика всего лишь от незнания!

  • 22 января 2021

    Дуб

  • 21 января 2021

    Я в шоке от комментариев, я больше чем уверен половина видела ниву только на картинке или у соседа во дворе, нива это легендарный автомобиль и насрать кто что говорит, У НИВЫ ПОСТОЯННЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД (НЕ ОТКЛЮЧАЕМЫЙ) !!!! есть пониженая и блокировка меж осевого диффа, для тех кто хочет увеличить проходимость на бездорожье придумали самоблокирующийся межколесный дифференциал ставь и будет счастье , этот автомобиль был сконструирован в 1977 для пересеченной местности и он отлично выполняет свое предназначение, добираться по медвежьему говну из точки А в точку Б, за все время использования нивы только приятные впечатления, куда только не забирался, комфорта мало, но танки не для комфорта создавали и действительно ТАНКИ - ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ

  • 19 января 2021

    Просто люди почему то плохо относятся к слову "межосевой", их больше устраивает "межмостовой"

  • 19 января 2021

    Я приобрел шевик на вторичном рынке с пробегом 40 тыщ. Расход был 14 литров. Менеджер салона оговорился что установлен механизм отключения переднего моста. Заехал к знакомым джиперам через пару месяцев, и они мне растолковали как пользоватся рычагом раздатки и поставили контроллер январь. Я не знаю как вам всем диванникам объяснить, но машина в городе стала ехать как любая недорогая иномарка. Увеличилась динамика за счет уменьшения потерь от раскрутки переднего дифа, ( управляемость не ухудшилась даже на мокром асфальте). За два года использования город/бездорожье - 35т.км. один раз поменял реактивки ( растрескались втулки) и.....все. ничего не оторвало ни согнуло ))))). И расход стал 11 литров. Измерял в течении месяца собирая чеки. Так что мой вам совет - ставте и наслаждайтесь. А по поводу некачественного вида - мы не про приборную панель астон мартина разговариваем.

  • 17 января 2021

    На всех НИВАХ полный привод + блокировка меж осевого дифференциала

  • 16 января 2021

    ты идиот? ты схему вообще видел? от кпп идет пром вал к раздатке и от нее пошли карданы на переднийи задний мост. В твоем клоунском восприятии постоянный полный привод это блокировка межколесного дифа? Тогда у ауди кватро тоже нет ПОСТОЯННОГО полного привода. Херь написал, не имея малейшего представления как это вообще все работает.

  • 14 января 2021

    Вы это своими глазами видели? У джипа "метсубиси"? Я своими глазами видел, как стоковая Нива вокруг засевшего "метсубиси" каталась, без блокировки диффа.

  • 6 января 2021

    На стоковых нивах нет полного привода ,есть блокировка меж осевого дифферинциала

  • 2 января 2020

    Да, многие тут (великие) специалисты оказывается, единицы кто действительно понимает принципиальную работу полного привода.

  • 22 декабря 2020

    Автор не имеет ни малейшего представления об устройстве Нивы. 1 если вывешено одно из колес, то у диагонального колеса так же не будеттномального сцепления, и блокировка межосевого дифференциала ничего не даст! Нужно блокировать и межколесный дифференциал, коего в стоке у Нивы нет! Если открутить один из карданов,нива не поедет без блокировки межосевого дифференциала -надеюсь, объяснять не нужно почему? При установке той фигни, что отключает передний мост, хозяин Нивы ничего кроме геморроя не получит: блокировать надо межосевой дифференциал, но кардан, привода и редуктор переднего моста будут вращаться. Ну нет на Ниве хабов! И снижение расхода в этом случае не будет, а вот с управляемостью... Станет хуже! Много чего ещё написал бы, но на телефоне неудобно

  • 21 декабря 2020

    и ты снимал кардан у нивы, и смог ездить на заднем или переднем приводе

  • 16 декабря 2020

    Запомните раз и навсегда!!!! Раздаткой не включается, не межосевой дифференциал, не полный привод. В раздатке стоит межмостовый диф. И принцип работы как у межосевого. Кидайте тапками если не прав.

  • 11 декабря 2020

    накой фиг сравнивать японцев и автоваз?

  • 9 декабря 2020

    "Также нельзя ездить с заблокированными дифференциалом на скорости выше 40 км/час. В том числе потому, что такая езда ухудшает управляемость автомобиля, повышает расход топлива и износ шин. А постоянное движение в таком режиме вообще приведет к поломке механизмов и деталей трансмиссии." На каком покрытии? На асфальте нельзя ехать заблокированным ни на какой скорости - хоть 40, хоть 4. На льду же никаких поломок трансмиссии и износа шин не будет. Управляемость изменится, к ней надо приноровиться - это да. Хотя лучше не приноравливаться, а просто разблокировать дифференциал.

  • 8 декабря 2020

    В Ниве нет полного привода это миф, так как межколесных блокировок нет, а это портит всю картину, такое впечатление что передний мост воткнули как попало, его не редко вырывает вместе с болтами, а в грязи колеса буксуют диагонально, а у японцев привод полный раздатка находится в КПП автомате ,весь механизм в одном месте, и надо постараться чтоб его засадить в грязи.

  • 8 декабря 2020

    В чём лохотрон-то? Межколёсных блокировок в Ниве не заявлено, но это никак не влияет на факт наличия полного привода. Да, межколёсные дифференциалы снижают проходимость при вывешивании, но всегда можно поджать тормоз, чтобы перераспределить момент на другие колёса. А если оба колеса имеют сцепление с землёй, то преимущества полного привода очевидны.

  • 8 декабря 2020

    Есть. Блокируется межосевой дифференциал в раздатке. А межколёсных блокировок нет. Впрочем, всё как в статье написано.

  • 8 декабря 2020

    Дифлоков на ниве Нет! Есть пониженная. Это все и постоянный полный привод.

  • 8 декабря 2020

    Я все удивляюсь лохотрону нива не когда не была полно приводной 4х4 то что 2 кардана блокируют тут не вопрос.Если дифы на самоблоке обоих мостов то да 4х4 а если нет то это обыкновенная пурга. Если у джипа метсубиси блокируются все 4 колеса то они и гребут а не так как у нивы.

  • 6 декабря 2020

    купите нашу фигню , ну купите пожалуйста.

  • 6 декабря 2020

    распоеделение мощности на повышенной 30/70 соответственно 30% передний и 70% задний на пониженной 50/50. вот этим и отличается.....раздатка стоит

  • 6 декабря 2020

    А чем Нива на передке отличается от переднеприводных авто?

  • 6 декабря 2020

    Нива конструктивно не рассчитана на моноприводную эксплуатацию. Если ездить только на заднем приводе - рвет реактивные тяги, а если на переднем - отрывает "с мясом" редуктор. К тому же на одном "передке" на скользкой дороге "Нива" практически не рулится