Как снять прикипевшее колесо

Чаще всего прикипание колесного диска к ступице, тормозному диску или барабану – следствие ошибок при его установке. Проблема усугубляется при редкой смене колес и движении по дорогам, покрытым реагентами. Образующийся между посадочными поверхностями слой окислов «склеивает» их, усложняя демонтаж.

В этой статье мы расскажем, что делать, чтобы диск не прикипел к ступице, как снять прикипевшее колесо с машины, разберем наиболее действенные методы демонтажа и частые ошибки.

Действенные методы для демонтажа закисшего колеса

Способ снятия диска колеса, который прикипел к ступице, напрямую зависит от конкретной ситуации и характера проблемы. Если трудности возникли на этапе срыва крепежа, важно правильно открутить его, не повредив резьбу и не сорвав головки. При отделения диска, который прикипел к ступице, нужно исключить риск повреждения колеса. Ниже в таблице приведены советы, как снять прикипевшее колесо со ступицы и барабана, как ослабить заклинившие колесные болты и гайки, а также описаны способы, которые применять не следует.

Снятие прикипевшего колеса на автомобиле: проблемы и способы решения

Проблема Что делать Как не нужно
Колесо прикипело к ступице
  • Обработать крепеж WD-40 и постучать по колесу ногой или запаской (резина по резине).
  • Поддомкратить колесо, тронуться и затормозить на вывешенном колесе.
  • Если прикипело переднее колесо к диску – ослабьте крепеж и вращайте руль на месте.
  • Используйте обратный молоток.
  • Прогреть диск строительным феном или облив его кипятком, а потом сбивать ногой.
  • Стучать кувалдой по диску – можно повредить его.
  • Использовать монтировку для отжатия легкосплавного колеса – сплавы алюминия легко деформировать.
  • Поддомкрачивать и бить по колесу с обратной стороны через деревянную мощную проставку.
  • Прогревать диск открытым огнем.
Колесо прикипело к тормозному барабану
  • Ослабить крепеж, тронуться и затормозить на авто либо при вывешенном колесе.
  • Снять колесо вместе с барабаном (легко сделать, например, на ВАЗ) и разделить их в условиях гаража или СТО.
  • Штампованный диск можно отжать от барабана с помощью монтировки, просунув её в отверстия диска.
  • Бить кувалдой в зоне ступицы – риск деформации, ударные нагрузки вредят подшипникам
Прикипели и сломались при снятии шпильки или болты
  • Обломки болтов засверлить по центру, обработать проникающей смазкой и выкрутить специальным экстрактором.
  • Приварить болты или шпильки к обломкам споттером.
  • Высверливать обломки сверлом в диаметр болта – можно повредить ступицу.
  • Приваривать горелкой или электродной сваркой – из-за перегрева возможно приваривание резьбовой части.
Прикипели намертво гайки к колесу
  • Обработать WD-40 или аналогичной проникающей смазкой, обстучать резиновым или деревянным молотком, либо обычным через проставку, затем попробовать плавно сорвать воротком, роторным или баллонным ключом с удлинителем.
  • Дергать вороток, бить по нему кувалдой, ногой, прыгать – можно сломать болт или шпильку, сорвать грани, повредить головку либо вороток.
На СТО весь крепеж перетянули пневмопистолетом или длинным воротком
  • Смазать проникающей смазкой или керосином крепеж, выждать от 5–10 минут и плавно откручивать воротком с удлинителем (в качестве доп. рычага может быть как труба, так и колесо на штампованном диске).
  • Бить по воротку, дергать его, пытаться сорвать крепеж на сухую – можно сломать болты, гайки и шпильки.
Слизаны грани гаек или болтов
  • Использовать для срыва крепежа головку-экстрактор.
  • Пытаться набить на болт или гайку головку на размер меньше, откручивать крепеж разводным трубным или зажимным ключом – рискуете сломать гайку, болт или шпильку.

После силового демонтажа колеса, вызванного неправильной затяжкой или прикипанием крепежа, лучше сменить болты/шпильки на новые из нержавеющего сплава или стали с антикоррозионным покрытием. Однажды перетянутые болты и шпильки удлиняются, теряют прочность, и ездить на них небезопасно.
Во избежание повреждения ключа или головки при откручивании прикипевших или перетянутых гаек и болтов желательно использовать упор в виде домкрата.

Использование упора для избежания поломки ключа

Как открутить закисший болт, простое решение: видео

В следующем разделе рассмотрим все рабочие способы демонтажа прикипевшего диска со ступицы автомобиля.

Как снять прикипевшее колесо со ступицы

Существует больше десятка проверенных способов, как снять прикипевшее колесо с машины. Некоторые из них доступны в полевых условиях, так как для них нужен лишь домкрат, баллонный ключ и проникающая смазка, другие же подходят только для применения в гараже, так как нуждаются в более сложном инструменте и требуют доступа к электросети.

Прикипело колесо – как снять диск со ступицы?

Рабочие способы, как снять прикипевшее колесо на автомобиле, перечислены ниже в порядке возрастания сложности или требований к снаряжению.

Первое, что нужно сделать для демонтажа прикипевшего крепежа и колеса со ступицы любым способом – обработать места контакта проникающей смазкой и выждать 5–10 минут. Состав растворяет ржавчину и отложения, после чего диск будет сниматься, а гайки и болты откручиваться намного легче.

  1. Удары по колесу. Машину следует надежно зафиксировать на домкрате (желательно также подставить упор, пенек или хотя бы положить запаску на случай соскакивания авто), после чего несколько раз ударить ногой по шине в разных точках.
  2. Рулежка на месте. Относительно простой способ, как снять прикипевшее переднее колесо – установить авто на твердое покрытие, открутить болты или гайки на 2–3 оборота и покрутить руль в стороны.
  3. Снятие колеса отжимом барабана

    Отжим барабана. Снять прикипевшее заднее колесо со стальным диском на автомобилях с барабанными тормозами можно, используя штатные крепежные шпильки барабана. У ВАЗ две шпильки под головку на 7 по совместительству являются направляющими для колесного диска. Их нужно выкрутить, а затем вкрутить в пустующие отверстия барабана, что позволит снять его вместе с диском.
    Закручивать их нужно по очереди, делая по половине оборота, чтобы не было перекоса. Если на шпильках есть буртик, который шире отверстия в колесном диске, то само их выкручивание приведет к отжиманию колеса от барабана. На Daewoo Lanos, Renault Logan и других моделях, где барабан также является подвижной частью ступицы, колесный диск можно снять вместе с ним, открутив центральную гайку. На демонтированном колесе разделить детали уже будет проще.
  4. Разгон и торможение на месте. Более радикальный способ, требующий осторожности. Метод подходит для авто со свободным дифференциалом. Нужно поддомкратить колесо, положить под остальные упоры, ослабить болты/гайки, а затем несколько раз “тронуться” и затормозить.
  5. Разгон и торможение на ходу. В случае неэффективности «холостого» разгона и торможения или отсутствия дифференциала, нужно повторить предыдущий прием уже в движении. Для срыва прикипевшего диска нужно немного ослабить крепеж, а затем резко тронуться и затормозить несколько раз.
    При срыве прикипевшего колеса в движении нельзя полностью выкручивать болты или гайки. В таком случае оно может совсем слететь в процессе, повредив автомобиль!
  6. Прогрев диска. Разогреть диск можно с помощью строительного фена, тепловой пушки или кипятка. Открытое пламя для прогрева использовать не стоит, так как это может привести повреждению ЛКП или шины! Способ наиболее эффективен для легкосплавных дисков, так как коэффициенты теплового расширения у алюминия, титана и магния (основные компоненты «литья» и «ковки») выше, чем у стали.
    Если колесо не спущено, прогреть его в полевых условиях можно торможениями. Для этого следует подвергнуть тормоза стрессовой нагрузке, поочередно разгоняясь резко и останавливаясь. От этого тормозной диск нагреется, а от диска – и ступица с колесом.
  7. Обратный молоток. Для снятия понадобится жесткая (не эластичная) стропа или цепь и тяжелый (от 3–5 кг) предмет, такой как гантель, гиря, кувалда. Стропу или цепь нужно пропустить через отверстия (спицы) диска и соединить ее концы для образования петли, а затем наносить удары по петле в направлении от авто. При использовании цепи ее желательно обмотать тряпкой в местах контакта с колесом, чтобы не оставлять на нем царапин и сколов.
  8. Расклинивание. При наличии минимального зазора между прилегающей плоскостью диска и ступицей, для снятия можно использовать деревянные клинья. Метод лучше всего помогает снять прикипевшее заднее колесо из спарки на грузовом и пассажирском транспорте. Вставленный в зазор между диском и ступицей клин забивается кувалдой. Для большей эффективности можно использовать два клина, расположенные симметрично на 180 градусов, удары при этом наносятся поочередно.

    Снятие колеса съемником с винтовой тягой

  9. Лом или монтировка. При использовании рычага в виде лома или монтировки есть риск повредить диск, ступицу или элементы тормозов, поэтому применять его имеет смысл только тогда, когда остальные способы не сработали. Инструмент вводится в зазор между колесом и ступицей с обратной стороны или через спицы и используется в качестве рычага. Для увеличения плеча можно надеть на противоположный конец монтировки отрезок трубы.
  10. Лебедка или талреп. Стянуть колесо можно грубой тягой. Для этого нужна стропа или цепь, лебедка или талреп и упоры. Машину нужно зафиксировать упорами, чтобы ее не тащило в сторону, затем продеть стропу или цепь через колесо, образуя петлю. За эту петлю нужно зацепиться лебедкой или цепью с талрепом, закрепив второй конец неподвижно, после чего тянуть в направлении от авто.
  11. Винтовой или гидравлический съемник. Для безопасного демонтажа прикипевшего колеса желательно использовать мощный трехлапый съемник с винтовой или гидравлической тягой. «Лапы» крюками цепляются за диск с интервалом 120 градусов (чтобы не повредить диск, можно обмотать крюки тряпкой или чем-то другим мягким), а центральный шток через оправку подходящего диаметра упирается в ступицу. Затем колесо отжимается от ступицы вращением винта или накачкой гидравлического цилиндра съемника.
Если отсутствует специальное приспособление в виде винтового съемника, можно использовать обычный ромбический домкрат и цепь. Для этого нужно прикрепить его цепью к колесу и упереть в ступицу. Таким образом воздействуя на рычаг домкрата, колесо будет плавно отходить от ступицы.

Самодельное приспособление для снятия прикипевшего колеса: видео

Если колесо намертво прикипело к ступице и снять его вышеописанными методами не получается, можно применить радикальный способ демонтажа вместе со ступицей. Он также поможет, если болты или шпильки сорваны. Ведь в таком случае всё равно приходится снимать ступицу либо барабан для замены или удаления остатков крепежа.

На многих легковых и грузовых автомобилях ступицу можно снять вместе с колесом. Обычно для этого нужно выкрутить центральную гайку, снять привод и открутить болты крепления ступицы к подвеске. На уже снятом колесе выдавить прикипевшую ступицу можно, например, гидравлическим прессом, используя подходящую оправку для нажатия на центр.

Что делать, чтобы колесо не прикипело

Основной причина прикипания колеса к ступицам – коррозия металла. Образующийся на сопрягаемых поверхностях оксидный слой выступает в роли уплотнителя и связующего вещества. Сочетание этого процесса с нагревом приводит к тому, что колесный диск буквально приваривается к ступице, тормозному диску и барабану. Аналогичный процесс происходит в резьбовых соединениях. Ответ на вопрос “Что делать, чтобы не прикипело колесо?” очевиден – устранить причину коррозии путем проведения профилактических мероприятий при сезонной смене колес:

  • Зачистка поверхностей. Регулярная очистка поверхности ступицы, барабана, колесного и тормозного диска металлической щеткой, наждачной бумагой или с помощью дрели с абразивной насадкой предотвращает образование толстого спекающегося налета.
    Грунтовать или красить контактирующие поверхности диска и ступицы не стоит, из-за нагрева краска будет спекаться и выступать в роли «клея». Исключение – применение специальных термостойких красок. Чистые стальные поверхности можно дополнительно обработать ортофосфорным преобразователем ржавчины, который создаст защитную фосфатную пленку.
  • Обработка резьбы. Обработка шпилек болтов и гаек WD-40 или графитовой смазкой замедляет коррозию и размягчает уже образовавшуюся ржавчину, значительно упрощая процесс демонтажа.
  • Смазка контактных поверхностей диска и ступицы. Керамическая, алюминиевая, графитовая или иная термостойкая и водостойкая смазка, нанесенная на поверхности ступицы и диска, выступает в роли консерванта и предотвращает коррозию. Ее тонкая пленка перекрывает доступ кислорода и не дает оксидам взаимодействовать.
    Обработка поверхностей популярной медной смазкой нежелательна при использовании алюминиевых дисков. Медь с алюминием или железом образуют гальваническую пару, провоцирующую коррозию. Литол-24, солидол и аналогичные смазки тоже не подходят – при нагреве они быстро вытекают.

Обработка контактной поверхности медной смазкой

  • Использование супинаторов. Некоторые литые диски могут использоваться совместно с супинаторами – пластиковыми прокладками, устанавливаемыми между диском и ступицей. Они не позволяют металлическим поверхностям контактировать напрямую.

Усугубляет прикипание колесных дисков несоблюдение правил затяжки крепежа. Мастера на шиномонтажных мастерских часто пренебрегают динамометрическим ключом, прикручивая колеса пневматическим гайковертом или удлиненным баллонным ключом «на глаз». В таких случаях требуйте соблюдения технических рекомендаций и не пренебрегайте ими при самостоятельной замене колес.

При затяжке колесного крепежа без динамометрического ключа не нужно надевать на вороток обрезки трубы и прочие удлинители, давить на него всем весом или наступать ногой! Эти методы актуальны при срыве, но не при монтаже.
Обычно баллонный ключ из комплекта авто имеет такую длину рычага, при которой среднестатистический человек руками будет затягивать болт или гайку с примерно нужным моментом.

Для срыва и затягивания колесного крепежа лучше использовать крестообразный баллонный ключ или прямой вороток с минимальным плечом со стороны головки!

Частые вопросы

  • Прикипел диск колеса к тормозному барабану, как теперь снять?

    Снять колесо на большинстве авто можно вместе с барабаном. Когда колесо вместе с барабаном снято – можно разделить их несколькими способами:

    • прессом;
    • забиванием клиньев;
    • прогревом;
    • съемником.
  • Как снять внутреннее колесо, которое прикипело к ступице?

    Прикипевшее внутреннее колесо в спарке можно открутить методом раскручивания колеса и торможения на месте или в движении. При наличии монтировки можно попробовать отжать колесный диск с её помощью. Другой способ предусматривает использование домкрата, который одним концом через дощечку упирается в раму, а вторым – во внутреннюю боковину шины или в кусок доски, приложенный к колесу.

  • Как демонтировать колесо в полевых условиях, если ничего с собой нет?

    Снять прикипевшее колесо подручными средствами можно, ослабив его крепеж и сделав несколько стартов-торможений (на вывешенном колесе или ходом). Переднее колесо можно также «расшевелить», покрутив руль в стороны при стоянке на месте (колесо касается земли).

  • Как снять закисшее колесо на грузовом автомобиле?

    Колеса на грузовой технике тяжелые, поэтому эффективно срабатывает способ с резким стартом и торможением. Также можно попробовать отжать его домкратом, установив его между рамой и шиной или диском через деревянную проставку.

15
Статья полезная?
Комментировать
16k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться