Проверка датчика давления и температуры кондиционера

Одна из возможных причин отказа или некорректной работы автокондиционера – выход из строя датчиков давления и температуры испарителя. При получении сигнала о чрезмерно низком и высоком давлении отключаются компрессор и вентилятор охлаждения конденсатора. Неверные данные о температуре испарителя приводят к тому, что система кондиционирования постоянно работает на максимальной мощности.

Проверка датчиков кондиционера может осуществляться путем измерения его параметров с помощью мультиметра или методом исключения с помощью имитации сигнала исправной детали. Методика напрямую зависит от конструктивных особенностей датчика.

Признаки отказа датчиков автокондиционера

Исправные датчики давления фреона обеспечивают эффективную работу системы кондиционирования в различных режимах и погодных условиях. Они также предотвращают выход из строя компрессора, осушителя и магистралей при выходе давления за пределы допустимых значений (обычно 1–20 бар). Датчик температуры препятствует обмерзанию испарителя при интенсивной работе системы.

В современных моделях блоки управления климатом, ориентируясь на данные о давлении и температуре фреона, могут снижать частоту вращения вентилятора и интенсивность работы компрессора. Однако в большинстве случаев изменение производительности осуществляется путем периодического отключения компрессора и вентилятора, поэтому при выходе из строя датчиков кондиционер может не включаться вовсе или работать со сбоями.

Тип датчика Симптомы выхода из строя Почему это происходит
Низкого давления
  • При включении кондиционера загорается индикатор на панели управления, но вентилятор охлаждения конденсатора неподвижен, муфта или клапана компрессора не срабатывают.
  • Частые неравномерные включения/отключения компрессора и вентилятора конденсатора.
  • При включении кондиционера включается только вентилятор, при этом компрессор не функционирует (характерно для четырехконтактных датчиков).
  • При проверке диагностическим сканером фиксируются ошибки P0530-P0533.
Блок управления климатом или ЭБУ получают сигнал о низком давлении в системе и блокируют включение компрессора для предотвращения его выхода из строя.
Высокого давления Компрессор отключается блоком управления для предотвращения дальнейшего увеличения давления в системе и её возможной разгерметизации.
Температуры испарителя
  • Из воздуховодов при длительной работе кондиционера вылетают капли воды или частицы льда, образуется ледяной туман.
  • Обмерзает магистраль низкого давления (толстая трубка) в моторном отсеке.
  • Отключается компрессор.
  • Кондиционер постоянно работает в одном режиме. Отсутствует реакция на изменение положения регулятора.
  • Ошибки P0535-P0539.
В зависимости от значения датчика блок управления постоянно регистрирует нормальную температуру испарителя, в результате чего компрессор работает на максимальной мощности либо фиксирует обмерзание при его фактическом отсутствии и отключает компрессор. При отсутствии сигнала от датчика возможна работа на средней мощности для предотвращения обмерзания испарителя.

Некоторые симптомы неисправных датчиков автокондиционера совпадают с признаками чрезмерно высокого или низкого давления в системе кондиционирования. Поэтому перед тем как проверять датчики давления и температуры фреона, желательно провести диагностику с помощью манометрического моста или заправочной станции.

Как проверить датчики автомобильного кондиционера

Способы проверки датчиков давления фреона: видео

Проверить датчик температуры испарителя, представляющий собой термопару, можно путем измерения сопротивления на его выводах. Порядок проверки датчиков давления кондиционера напрямую зависит от их типа, при этом могут применяться различные методики:

  • измерение напряжения или сопротивления на выводах;
  • снятие осциллограммы (для датчиков с ШИМ-сигналом);
  • имитация сигнала рабочего датчика.
  • имитация рабочего давления в системе.
В зависимости от модели датчики высокого и низкого давления могут быть объединены в одном корпусе или размещаться на разных участках магистрали системы кондиционирования. Местоположение и количество датчиков, а также распиновку контактов следует искать в схеме электрооборудования конкретного автомобиля. Пороговые значения давления, при которых происходит срабатывание, может указываться на корпусе датчика.

Проверка двухконтактного датчика давления фреона

Примеры моделей с двухконтактным датчиком давления фреона: Mitsubishi Lancer и большинство моделей до 2004 г. в.

Двухконтактный датчик давления фреона

Двухконтактный датчик давления кондиционера представляет собой простой ключ, устанавливаемый в разрыв цепи питания компрессора и замыкающийся при достижении давления в системе определенной отметки. Проверить его работоспособность можно следующим образом:

  1. Завести двигатель и включить кондиционер.
  2. Отсоединить разъем от датчика давления.
  3. Подключить щупы к контактам датчика в режиме прозвонки – наличие сигнала указывает на то, что он рабочий и давление в норме.
  4. При отсутствии сигнала замкнуть между собой контакты разъема. Если после этого включится компрессор, чувствительный элемент вышел из строя или давление в системе ниже нормы.

Проверка трехконтактного датчика давления линейного типа

Примеры моделей с трехконтактным датчиком давления линейного типа: Hyundai Solaris, Creta, KIA Rio.

На два крайних контакта трехконтактного датчика давления линейного типа подается питание 12В и или 5В от АКБ или ЭБУ автомобиля. Точный вольтаж можно узнать, отсоединив разъем и подсоединив щупы вольтметра к боковым контактам при включенном зажигании. Отсутствие напряжения указывает на неполадки в проводке или блоке управления. По центральному контакту снимается сигнал с самого датчика, а значение его зависит от давления в системе кондиционирования.

Порядок проверки датчика на 3 контакта следующий:

Быстрый способ проверки датчика давления с помощью батарейки: видео

  1. Соединить один щуп мультиметра в режиме вольтметра с центральным контактом через подключенный разъем, а второй щуп с массой.
  2. Включить зажигание, запустить двигатель и включить кондиционер.
  3. Если датчик исправен, то после включения зажигания должен фиксироваться сигнал величиной около 1,2 В, а после запуска кондиционера его величина должна вырасти до 1,5–2 В.
  4. Отсутствие сигнала напряжения на выходе указывает на неисправность датчика.

Проверить трехконтактный датчик давления кондиционера линейного типа можно методом исключения, подав на центральный вывод снятого разъема напряжение 1,5 В. Для этого достаточно соединить с ним плюсовой вывод пальчиковой батареи, одновременно соединив отрицательный полюс элемента питания с массой. Если при этом компрессор и вентилятор запустятся, а из воздуховодов пойдёт холодный воздух – датчик неисправен.

Ещё один вариант имитации сигнала рабочего датчика описан в разделе “Как сделать обманку датчиков давления и температуры кондиционера”.

Проверка трехконтактного датчика давления с ШИМ-сигналом

Примеры моделей с трехконтактным датчиком давления с ШИМ-сигналом: VW Polo, Skoda Octavia и другие модели VAG.

Проверка мультиметром датчика давления на VW Tiguan: видео

Это датчик последнего поколения со встроенным кристаллом и микропроцессором, вырабатывающим ШИМ-сигнал разной продолжительности в зависимости от значения давления. Сигнал от датчика анализирует ЭБУ, в свою очередь управляя работой вентилятора конденсатора и компрессором. По боковым выводам, так же, как и в устройстве предыдущего поколения, подается питание.

Проверить работоспособность датчика давления автокондиционера 3 контакта с ШИМ-сигналом можно с помощью осциллографа, либо диагностического сканера, считав показания сигнала из ЭБУ. Для понимания того, корректно ли работает датчик, необходимо знать длительность импульсов в исправном. Однако отсутствие любого сигнала однозначно является признаком неисправности.

Проверка четырехконтактного датчика давления автокондиционера

Примеры моделей с 4-контактным датчиком давления: LADA Kalina, Granta, Priora, Great Wall Hover

Датчик давления кондиционера с четырьмя контактами аналогичен двухконтактному, с той лишь разницей, что в данном случае используется пара ключей. Один из них через реле замыкает и размыкает цепь компрессора, второй отвечает за подачу питания на вентилятор конденсатора.

Четырехконтактный датчик давления фреона в Great Wall Hover

Если давление в системе в норме, а при замыкании двух противоположных контактов в разъёме кондиционер работает – датчик необходимо заменить.

Новый или извлеченный из гнезда датчик можно проверить на самодельном стенде. Для этого потребуется шланг, соответствующий диаметру резьбы, и компрессор, с помощью которого можно создать давление порядка 2 атмосфер.

У рабочих двух- и четырехконтактных датчиков при создании давления замкнутся контакты – проверить это позволит прозвонка мультиметром. На трехконтактный датчик дополнительно потребуется подать напряжение питания 5В или 12В, после чего измерить сигнал на центральном выводе – он должен быть в пределах 1–1,2В до создания давления и порядка 1,5–2В после включения компрессора.

В моделях, оснащенных датчиками высокого и низкого давления (в том числе совмещенных в одном корпусе), контакты цепи питания компрессора размыкаются при выходе за пределы нижней границы давления – около 1,2 атм и верхней – 20–25 атм.

В четырехконтактных датчиках контакты цепи питания вентилятора замыкаются только при повышении давления до 12–16 атм.

Как проверить датчик температуры испарителя

Датчик температуры испарителя в BMW 5 серии

Датчик температуры испарителя кондиционера проверяется мультиметром в режиме омметра. Величина сопротивления на выводах термопары обычно находится в диапазоне от 1 до 50 кОм.

Конкретные показатели зависят от модели автомобиля. При увеличении температуры величина сопротивления должна пропорционально расти, а при падении – снижаться. Если этого не происходит – датчик неисправен.

В современных моделях с ЭБУ проверка датчика может осуществляться с помощью диагностического сканера. К примеру, в Toyota параметр находится в разделе Air Conditioner и называется Evaporator Fin Thermistor.

Как сделать обманку датчиков давления и температуры кондиционера

Установка обманки является одним из вариантов проверки датчика или временным нестандартным решением вместо замены неисправного и может использоваться на свой страх и риск только в том случае, если давление хладагента в норме и нет других неисправностей в системе климат-контроля. Во время работы системы с обманкой реальные параметры не контролируются, поэтому кондиционер будет работать в одном режиме с высокой нагрузкой!

Обманка 3-контактного датчика

Обманка 4-контактного датчика

Принудительный запуск автокондиционера без фреона может привести к выходу из строя компрессора.

Тип датчика Способ изготовления обманки
Двухконтактный
  • Снять фишку разъема.
  • Замкнуть контакты с помощью перемычки.
  • Заизолировать и закрепить разъем.
Трехконтактный линейного типа
  • Изготовить резистивный делитель напряжения, замкнув контакты таким образом, чтобы центральный вывод был отделен от плюса и массы резисторами номиналом около 1 кОм (см. фото 1).
  • Снять разъем, установить в него перемычку с резисторами и заизолировать.
Четырехконтактный
  • Снять разъем с датчика.
  • Замкнуть противоположные контакты с помощью изолированного провода, так, чтобы перемычки не замыкались друг с другом (см. фото 2).
  • Заизолировать и закрепить разъем.
Трехконтактный с ШИМ-сигналом. Для изготовления обманки потребуется генератор ШИМ-сигнала определенной формы, что требует знаний схемотехники и достаточно много времени, поэтому изготовление обманки нецелесообразно.
Температуры испарителя
  • Подобрать резистор с номиналом, соответствующим среднему сопротивлению термопары (обычно около 30 кОм).
  • Снять разъем с датчика и установить в него резистор.

42
Статья полезная?
Комментировать
23k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться

Загрузка комментариев