Автопластилин
Автопластилин – пластичный состав на основе обычного пластилина для лепки, с ингибиторами коррозии и нейтрализаторами ржавчины, который применяется для герметизации трещин и стыков кузовных элементов, защиты крепежа и других аналогичных целей.
В этой статье подробно расскажем о том, для чего ещё нужен автопластилин, как выбрать качественный материал и как им правильно пользоваться.
Состав автопластилина
Автопластилин представляет вязкую пластичную массу, хорошо поддающуюся ручной формовке при температуре около 20 °C. В состав автопластилина входят углеводородные фракции, обеспечивающие пластичность, минеральный наполнитель для поддержания формы, а также присадки для придания цвета, защиты от коррозии и сохранения рабочих свойств в широком диапазоне температур.
Из чего делают автопластилин: состав смеси
Автомобильный пластилин – это смесь органических и неорганических химических соединений, точный состав и пропорции которых производители обычно держат в секрете, но общий список основных компонентов хорошо известен:
Внешний вид автомобильного пластилина
- Петролатум — смесь парафинов, церезина и масла, один из компонентов, обеспечивающих пластичность.
- Каолин (глина) — основной компонент, составляющий более 50% по массе смеси. Придает составу жесткость, обеспечивает сохранение его формы.
- Парафин — углеводородная фракция, которая используется в качестве одного из связующих веществ, обеспечивающих пластичность и препятствующих избыточному накоплению влаги глиной.
- Канифоль – продукт перегонки древесных смол, представляющий в чистом виде твердую кристаллическую массу. Применяется для стабилизации состава, усиления его защитных свойств, улучшения адгезии к поверхностям.
- Цинковые белила – неорганическое соединение оксид цинка, применяется для придания светлой окраски, а также как одна из добавок, препятствующих коррозии.
- Пигментный компонент – цветные разновидности автопластилина содержат в себе краситель, который придает им окончательную расцветку. Эти же вещества также могут вносить вклад в стабилизацию состава или антикоррозионные свойства, но это второстепенный эффект.
- Ингибиторы и модификаторы коррозии – химические соединения, предназначенные для преобразования уже сформировавшихся окислов металла в более инертную форму и создания защитных пленок, препятствующих доступу влаги и кислорода, замедления окислительных процессов. Для преобразования ржавчины часто используются слабые кислоты (такие как ортофосфорная), для замедления окислительных процессов в дальнейшем – органические и неорганические вещества, создающие инертную пленку на поверхности.
- Основа-растворитель – вода или масло, которое необходимо для придания большой пластичности на этапе нанесения. Составы на водной основе склонны к высыханию, после которого образуют плотную защитную корку, но могут трескаться. Пластилины на масляной основе никогда полностью не высыхают, не трескаются, но могут таять под воздействием прямых солнечных лучей и температур более +40–50 °C.
Как работает автопластилин
Для чего нужен автопластилин: видео
Автопластилин работает как защитное вещество, образующее на поверхности обработанных деталей плотную корку. Он хорошо держится как на голом, так и на окрашенном металле, способен заполнять мелкие поры и зазоры до 1 см. Образованное покрытие препятствует попаданию воды и доступу кислорода, являющимся главными виновниками коррозии металлов.
За счет пластичности смеси достигается качественное прилегание к поверхности. Так как пластилин на масляной основе не затвердевает полностью, то позволяет добиться герметизации стыков деталей с небольшой относительной подвижностью. Также это свойство предотвращает растрескивание и отслоение корки по причине неодинаковых коэффициентов теплового расширения детали и защитного покрытия.
Если в составе автомобильного пластилина присутствуют химически активные вещества, они преобразуют уже образовавшиеся окислы и осуществляют защитную пассивацию поверхности для замедления коррозии в дальнейшем. Существует три принципа взаимодействия, которые осуществляет автопластилин с ингибитором коррозии, как работает конкретный продукт – зависит от типа используемых антикоррозионных присадок:
Основные функции автопластилина
- преобразователи ржавчины – реагенты, такие как ортофосфорная кислота, вступают в реакцию с окислами, меняют их химический состав, образуют защитную пленку на поверхности;
- механические изоляторы – инертные к металлу вещества, вроде парафинов или масел, покрывают детали водо- и воздухонепроницаемым слоем, перекрывающим доступ влаги, кислорода и солей к поверхности металла.
Механическую защиту от коррозии обеспечивают большинство автопластилинов, благодаря образованию плотного слоя. Чтобы дополнительно повысить устойчивость деталей к ржавчине, производители добавляют присадки, способствующие образованию прочной защитной пленки на металлах.
Применение автопластилина на машине
Применение автопластилина на машине возможно с целью герметизации стыков деталей, заполнения пустот, улучшения звукоизоляции, антикоррозионной обработки поверхностей и скрытых полостей, предотвращения ржавления незащищенных металлических деталей. В расположенной таблице ниже перечислены основные варианты, обоснования и рекомендации по использованию автопластилина.
Способы применения автопластилина
Что можно обработать | Зачем нужно | Как правильно обработать |
---|---|---|
Крепеж подвески | Защищает резьбу и точки стыков от коррозии и загрязнений, облегчая разъединение крепежа. | Полностью обработать головку и резьбовую часть крепежа, обеспечив защиту от попадания воздуха, воды и реагентов. |
Крепеж бампера | ||
Крепеж кузовных элементов | ||
Крепеж навесных элементов | ||
Крепеж тормозных трубок | Препятствует прикипанию элементов вследствие коррозии, уменьшает электрохимическую коррозию разнородных металлов (например, стального крепления и медного штуцера). | Обработать трубку (штуцер или другое соединение) в зоне контакта с креплением, вокруг точки крепления вылепить «защитный кожух» из пластилина. |
Сопряжение кузовных панелей | Заполняет пустоты и неровности стыков кузовных элементов, таким образом препятствуя попаданию туда воды, грязи, солей, существенно ускоряющих коррозионные процессы. При использовании автопластилина, заделка щелей заметно упрощается в сравнении с жидкими антикоррозионными защитными составами. | Чистое и обезжиренное место стыка заполнить пластилином, стараясь как можно лучше проникнуть во все пустоты. |
Защита идентификационных номеров | Создает защитную корочку на поверхности выбитых номеров на раме и кузове. | Чистый, сухой и обезжиренный участок с выбитым номером покрыть тонкой корочкой автомобильного пластилина, обеспечивая его проникновение в рельеф символов номера. |
Защита и герметизация технологических отверстий | В кузове авто имеются технологические отверстия, предназначенные для слива грунта на заводе, обработки скрытых полостей и других подобных задач. Обработка их пробок автопластилином обеспечивает дополнительную герметизацию. | Очищенную, сухую и обезжиренную поверхность пробки и прилегающий участок металла покрыть слоем пластилина. |
Антикоррозионная обработка элементов днища, арок | В местах, которые проблематично обработать мастикой или жидким средством защиты от коррозии, автопластилин на днище или арках создает защитное покрытие. | Автопластилин наносится на чистые и обезжиренные поверхности тонким слоем, для лучшей пластичности его можно подогреть до +40–50 градусов. |
Шумоизоляция автомобиля | Покрытие из автопластилина на поверхности листов кузовных элементов создает виброизоляционное покрытие, снижает уровень шумов в салоне. | Чистая и сухая поверхность детали покрывается слоем пластилина, толщиной порядка 1–3 мм. При обработке внутренних поверхностей сверху можно приклеить плотную алюминиевую фольгу. Оправдано использование состава на рельефных поверхностях, на которые проблематично клеить листовые виброматериалы. Нанесенный автопластилин эффект имеет такой же, как слой мастики, но наносить его проще, чем клеить готовые листы. |
Автопластилин или герметик – что лучше?
Альтернативой автомобильному пластилину в ряде случаев являются герметики, используемые со схожей целью. Так как эти составы не являются полностью взаимозаменяемыми, конечный выбор зависит от поставленной задачи:
- для первичной заделки швов лучше использовать кузовной герметик, который после застывания сохраняет эластичность, а в дальнейшем нормально поддается покраске;
- для уплотнения стыков окрашенных деталей больше подходит автомобильный пластилин;
- уплотнение стекол и прочих вклеенных элементов кузова стоит осуществлять с прозрачными герметиками, предназначенными для этих целей, у них лучше адгезия, а после застывания герметик сохраняет свою форму, оставаясь при этом более эластичным и прочным;
- локальные труднодоступные участки можно обработать автопластилином для звукоизоляции, но на большие и ровные поверхности лучше наносить специально предусмотренные для этого средства (есть жидкая шумоизоляция и листовая);
- арки, подкрылки и другие труднодоступные части кузова лучше обрабатывать мастикой, а автопластилин – использовать для заделки щелей и стыков, дополнительной защиты крепежа;
- для консервации номеров агрегатов в местах, подверженных загрязнению, но не воздействиям высоких температур, больше подходит автопластилин, а для защиты номеров в относительно чистых местах (например, под капотом) стоит воспользоваться прозрачным герметиком или гидрофобной смазкой.
Консервация кузовного номера автопластилином
Защита внутренней отбортовки крыльев от коррозии
Тип автопластилина зависит от условий, в которых находится обработанный участок. Для неподвижных соединений, таких как поверхности крепежных элементов, можно использовать пластилин на водной основе. Он полностью высыхает и образует плотный защитный колпачок.
Масляный автопластилин, температура плавления которого составляет немногим более +50 градусов Цельсия (точное значение зависит от производителя и состава), наносится на участки, которые не подвержены нагреву от прямых солнечных лучей или деталей машины, таких как выхлоп. Им можно обрабатывать стыки панелей, арки, участки днища, крепления тормозных трубок и т. д.
Инструкция по применению автопластилина на автомобиле
При условии правильного применение автопластилина в автомобиле он способен обеспечить защиту обработанных им деталей в течение нескольких лет. Для этого необходимо подготовить поверхности и придерживаться несложных рекомендаций по нанесению состава.
Общие рекомендации по применению автопластилина:
Применение пластилина на автомобиле: видео
- Оптимальная температура – +25 °C. При температуре ниже 20°C состав становится слишком жестким и хуже липнет, а при +30°C – чересчур размягчается.
- Поверхность должна быть сухой и чистой. На грязной или жирной детали состав держаться не будет.
- Место обработки защищено от прямых солнечных лучей. Под воздействием нагрева автопластилин становится мягким, липким, тает и разрушается.
- Цвет автопластилина лучше подбирать под цвет авто. Следы темного пластилина на светлой машине, или наоборот, могут выступать из стыков и бросаться в глаза.
Обработка деталей автомобильным пластилином выполняется в таком порядке:
- Обрабатываемую поверхность нужно очистить от грязи и следов коррозии путем мойки и/или зачистки. Поврежденный металл обработать ортофосфорным преобразователем ржавчины.Если используется автопластилин с преобразователем ржавчины, применение дополнительных антикоррозионных составов не обязательно, но важно зачистить поверхность от окислов.
- После очистки и высыхания поверхность следует обезжирить, используя для этого специальные обезжириватели, органические растворители (бензин, уайт-спирит, ацетон и т. д.) или спирты.При обезжиривании окрашенных деталей не используйте агрессивные вещества, чтобы не повредить ЛКП!
- Перед применением автопластилина следует намазать руки глицерином, чтобы состав не налипал на них.
- Отрезав или отломив от бруска нужный кусок автомобильного пластилина, его необходимо размять в руках для прогрева и повышения пластичности.
- После разминания следует отрывать от куска небольшие кусочки и наносить их на обрабатываемую поверхность, добиваясь заполнения неровностей, щелей, пустот.
- После нанесения на плоскость можно сгладить образовавшийся слой, пока он не подсох, чтобы слой получился ровным и монолитным.
После завершения обработки остатки неиспользованного пластилина следует хранить в закрытом пакете или емкости, не подвергая воздействию солнечных лучей и высоких температур.
Если при ремонте авто необходимо удалить следы старого автопластилина, который стал твердым, его нужно отогреть. Для этого можно использовать строительный фен или тепловую пушку. Дополнительно облегчит задачу использование органических растворителей, которые способны размягчать состав и уменьшать его адгезию.
Лучший автопластилин для автомобиля
Мы собрали самые лучшие автопластилины, встречающихся в массовой продаже. Они имеют схожий состав и свойства, но отличаются по некоторым признакам, таким как пластичность, стойкость к температурам, удобство нанесения. Какой автопластилин лучше выбрать – зависит от поставленной задачи.
Ответы на часто задаваемые вопросы
-
Можно ли использовать автопластилин как шовный герметик?
Автопластилин не является полноценной альтернативой шовным герметикам. Он подходит для заделки стыков уже окрашенных деталей и незащищенных металлов, но для первичной обработки стыков под покраску лучше использовать клеи-герметики.
-
Можно ли наносить автопластилин на ржавую поверхность?
Перед нанесением автопластилина с преобразователем ржавчины на голый металл с коррозией, поверхность следует зачистить, например, металлической щеткой.
-
Что делать, если автопластилин отваливается от автомобиля?
Если автопластилин не держится на поверхности и отпадает, проблема может заключаться в низкой температуре или в плохой очистке. Для хорошей адгезии обрабатываемую поверхность нужно предварительно промыть, просушить и обезжирить, а пластилин – размять в руках.
-
Стоит ли красить автопластилин?
Автопластилин обладает не очень хорошей адгезией к лакокрасочным материалам. Теоретически его можно загрунтовать и покрасить, но держаться такое ЛКП будет хуже, чем на металле или полимерном материале. Для обработки стыков деталей под покраску лучше использовать специальные кузовные шовные герметики и шпаклевки.
-
Может ли автопластилин заменить полноценный антикор?
Автопластилин – средство, предназначенное для обработки локальных и/или труднодоступных участков. Если требуется обработать большую площадь (подкрылки, днище и т. д.), лучше воспользоваться специальной мастикой или антикором, наносимым пистолетом или кистью. Пластилином при этом можно заделать стыки, щели, труднодоступные участки.
Александр Павалев
30 января 2022
спасибо что поделились опытом!
mass.19652909@gmail.com
29 января 2022
После нанесения автопластилином его нужно нагреть газовой горелкой размазать кистью выровнять ножом, покрыть 2 мя слоями клея Iltititan и можно красить из хбаллончика, не треснет, краска не вспучится.