Датчик разные — это раз, и два — возможна неправильная сборка проводов датчика на заводе.
Какие датчики устанавливались
Всего есть несколько датчиков уровня топлива, каждый из которых обозначается ДУТ-1, ДУТ-2, ДУТ-3 и т.д. Также есть ДУТ-К для Калины, ДУТ-К1 для ВАЗ 21094 и ДУТ-К2 для ВАЗ 21101.
Основное отличие всех датчиков в сопротивлении встроенного переменного резистора. Также в них установлены разные держатели поплавка. У карбюраторных и инжекторных ВАЗ 2109 датчики отличаются: на карбюраторной версии датчик с поплавком выведен отдельно в баке, а на инжекторной версии он встроен в топливный модуль в корпусе бензонасоса.
Датчик уровня топлива на ВАЗ 2109 инжектор
На ВАЗ 2109 устанавливался датчик уровня топлива, который маркируется как ДУТ-2 (рассчитана на модели 2108-2109, 2113-2115). Заводской датчик уровня топлива на ВАЗ 2109 инжектор — ДУТ-2-02, он пластиковый, имеет каталожный номер 21082-3827010. Стоимость такого устройства от 270 до 340 рублей.
Также можно устанавливать ДУТ-2-01 (артикул 21083-3827010-00), цена которого в среднем также составляет 300 рублей либо ДУТ 2-01/2М (21083-1139009) 400 р. Подойдет и Калиновский датчик, он имеет артикул 21083-1139009-02.
Сопротивление датчиков ДУТ-2М и ДУТ-2 в одних пределах 23-295 Ом, но так как все же в нижнем и верхнем пределе оно чуть отличается, то на несколько литров может врать, но это не критично, ведь это лишь показометр. Главное что форма кочерги и разъемы одинаковые.
Датчик уровня топлива на ВАЗ 2109 карбюратор
Может быть два варианта. При подборе нового датчика важно учитывать, для какой комплектации 2109 он рассчитан — для модели с низкой или высокой панелью.
Низкая панель
Для карбюраторных ВАЗ 2109 с низкой панелью используется ДУТ с артикулом 2108-3827010 (до 1997 года выпуска).
Высокая панель
На ВАЗ 2109 с высокой панелью (после 1997 года) устанавливается ДУТ — 21083-3827010.
В таблице ниже представлена разница сопротивления резисторов на датчиках для высокой и низкой панелей (эти данные можно использовать и при их проверке).
Тип панели |
Артикул |
Показания сопротивления, Ом |
Положение стрелки на шкале |
Высокая панель |
21083-3827010 |
238-262 |
Стрелка в начале шкалы, около 0 |
59-71 |
Стрелка посредине шкалы |
17-23 |
Стрелка в конце шкалы - бак полный |
Низкая панель |
2108-3827010 |
285-335 |
Стрелка в начале шкалы - пусто |
100-135 |
Стрелка посредине шкалы - полбака |
7-25 |
Стрелка в конце шкалы - бак полный |
Почему не работает ДУТ на ВАЗ 2109
Обязательная замена датчика ДУТ понадобится в основном в двух случаях:
- Стрелка уровня постоянно прыгает или упала на ноль.
- Индикатор критического уровня топлива горит постоянно, даже при полной заправке бака.
Зачастую причина отказа кроется внутри конструкции датчика, где контакт поплавка двигается по дорожке из тонких проволочек (волосков).
Из-за того, что механизм постоянно находится в неблагоприятной среде бензина, со временем на поверхности проволочек и самого контакта появляется налет, а также и волоски могут перетереться. Когда происходит перетирание какого-либо из секторов, показания датчика на шкале перестают быть достоверными, стрелка может либо показывать неверный уровень топлива, либо может упасть на ноль.
На фото ниже показаны контакты, которые при соприкосновении подают сигнал на лампочку сигнала о критическом уровне топлива в баке (красная стрелка — принимающий контакт лампочки; синяя стрелка — контакт поплавка подающий сигнал).
Некоторые владельцы ВАЗ 2109 даже подгибают эти контакты таким образом, чтобы лампа сигнализировала о необходимости заправиться немного раньше.
Также на карбюраторных ВАЗ 2109 проблема может заключаться в самом поплавке, который по каким то причинам (чаще заводской брак) теряет свою герметичность. В редких случаях в нем появляются небольшие отверстия, через которые внутрь попадает бензин и поплавок становится тяжелее и тонет. На фото ниже показан дефект поплавка, из-за которого показания уровня бензина начали не совпадать с действительностью.
Такие же проблемы могут быть и у датчика уровня топлива ВАЗ 2109 инжектор, но первое, что следует проверять, — это резистор ДУТ.
Как проверить датчик уровня топлива
Снимите датчик и проверьте его изначально на визуальные неисправности. Потом проверка осуществляется при помощи мультиметра, который следует выставить в режим измерения сопротивления. Далее, следуйте четкой последовательности.
Состояние резистора проверяется тестером путем подсоединения контактов к выводам датчика и перемещением поплавка от начала шкалы до ее конца (при этом сопротивление должно изменяться в пределах данных, указанных в таблице выше).
В целом, неисправность датчика чаще всего проявляется в том, что его показания падают “на 0” при определенном уровне топлива (положении поплавка самого датчика). Чтобы это проверить, подключите контакты мультиметра к датчику и плавно передвигайте поплавок. Показания на тестере должны изменяться без скачков.
Когда на определенном участке датчик перестает работать нормально, значит на дорожке резистора появляются заметные потертости. Поэтому, если контакт нарушен, датчик однозначно под замену (дорожку восстановить уже не получиться).
Но при отсутствии знаний и опыта думаю лучше таки обратиться к электрику. А все что нужно сделать заменить на новый, один из тех, что указано выше.
Замена ДУТ
Замена датчика уровня топлива на ВАЗ 2109 выполняется довольно быстро. Чтобы самостоятельно заменить ДУТ, понадобится крестообразная отвертка, гаечный ключ или торцевая головка на “6”, трещотка и плоскогубцы. На карбюраторе процесс замены выглядит следующим образом:
- снимите заднее сидение и если есть, шумоизоляцию с пола;
- в открывшемся пространстве откроется доступ к смотровому люку;
- крышка люка держится на четырех болтах, которые нужно открутить крестообразной отверткой;
- под крышкой располагается уплотнительная резинка - ее желательно заменить;
- затем необходимо снять с ДУТ клеммную колодку и открутить 6 гаек, удерживающих датчик - для этого понадобится гаечный ключ на “8” или торцевая головка;
- не забываем, что под одной из гаек есть проводок массы (его нужно отсоединить и убрать на время проверки в сторону);
- вынуть старый датчик и установить в посадочное место новый (сборка производится в обратной последовательности).
На инжекторе часто устанавливается ДУТ-2-02, и чтобы его извлечь и заменить новым, необходимо снимать топливный модуль. Последовательность работ очень напоминает замену на карбюраторе. Но в данном случае нужно изначально стравливать давление в топливной системе, а затем после замены обязательно проверять, какое давление образуется в рампе.