Неисправности датчика коленвала

Неисправности датчика коленвала обычно приводят к падению мощности двигателя, перерасходу топлива, снижению динамических характеристик автомобиля, появление детонации. При полном выходе ДПКВ из строя двигатель вовсе не будет работать, так как этот элемент синхронизирует работу систем зажигания и впрыска. Поэтому, сначала рассмотрим признаки и причины его неисправности, способы проверки и потом, в конце статьи, как обмануть датчик коленчатого вала и запустить двигатель, если авто не заводится, а ехать надо.

Расположение датчика положения коленчатого вала

Несмотря на то, что в разных машинах датчик положения коленчатого вала выполняет одну и ту же функцию, его расположение будет разниться в зависимости не только от марки и модели автомобиля, но и от установленного в нем двигателя. Рассмотрим несколько примеров.

На инжекторных двигателях «10-й серии», установленных на популярные отечественные автомобили ВАЗ-2110, 2111, 2112 датчик положения коленвала расположен в районе шкива ремня генератора, а именно на крышке масляного насоса.

На автомобилях Daewoo Nexia расположение датчика зависит от установленного в машине мотора. Так, на двигателе F16MF ДПКВ расположен напротив задающего венца (или другое название — диска), то есть, на заднем конце непосредственно коленчатого вала. На двигателях A15MF, G15MF и A15SMS той же машины датчик установлен напротив задающего диска на шкиве коленчатого вала.

На популярных машинах Renault Logan с двигателями объемом 1,4 и 1,6 литров чтобы добраться до датчика положения коленчатого вала необходимо будет демонтировать шланг воздухозаборника с патрубка воздушного фильтра. Так как ДПКВ находится справа внизу, в районе блока цилиндров. Непосредственно датчик можно легко опознать по крепежной пластине, имеющей два монтажных отверстия.

На автомобиле Hyundai Sonata датчик положения коленчатого вала находится под крышкой ремня ГРМ, внизу, в районе балансировочного ролика. Датчик можно найти по фишке, которая идет от него непосредственно к корпусу клапанной крышки.

Вообще, на большинстве автомобилей ДПКВ находится в непосредственной близости к коленчатому валу и/или к блоку цилиндров, на одном или другом его крае. Отличительная черта датчика положения коленвала — наличие длинного провода, соединяющегося с фишкой питания прямо на нем. Если вы по каким-либо причинам не смогли найти датчик на собственном автомобиле — обратитесь за помощью к мануалу (технической документации) или поищите соответствующую информацию на тематических форумах в интернете.

Работа датчика положения коленвала

Функция датчика положения коленчатого вала — это синхронизация работы систем впрыска и зажигания. Он передает информацию о положении (угле поворота) коленвала в конкретный момент времени на электронный блок управления двигателем (ЭБУ), который, в свою очередь дает команды на зажигание топливной смеси в двигателе. Соответственно, при выходе датчика из строя двигатель попросту перестанет работать, то есть, заглохнет или не запуститься. Однако в большинстве случаев неисправность датчика положения коленвала выражается в отрыве или нестабильности провода питания и сигнала.

Принцип работы

Работа датчика ДПКВ, независимо от типа по котором работает заключается в том, чтобы отслеживать отсутствующий зубец на венце коленвала (или два зубца, в зависимости от конструкции конкретного двигателя). Для этого существует так называемый синхронизирующий диск, по периметру которого расположены указанные металлические зубцы. Соответственно, датчик фиксирует их по магнитному полю. Однако он также “чувствует” пропуск двух из них, соответственно, в нем не образуется электрический сигнал. Происходит пропуск, что и является сигналом для ЭБУ о положении коленчатого вала в определенном положении и синхронизации системы зажигания по цилиндрам.

Так, если это магнитно-индукционный датчик, то он работает в магнитном поле (намагниченный сердечник с обмоткой из медной проволоки) и когда мимо него проходят металлические зубья диска синхронизации в нем появляется электрический ток (сигнал), который и передается на ЭБУ, сигнализируя об определенном положении коленчатого вала (соответствует положению пропущенных зубьев).

Датчики работают на так называемом эффекте Холла, который заключается в том, что возникает сигнал при пересечении переменным магнитным полем диска синхронизации, то есть, постоянного поля датчика положения коленчатого вала. При этом изменяется его напряжение, которое и является сигналом, передаваемым на электронный блок управления.

Реже на автомобилях можно встретить так называемые оптические датчики. Они работают по принципу источника и приемника света через зубья синхронизирующего диска. Соответственно, в случае, если светопринимающий элемент отмечает, что свет пропал на большее, чем положено, время, то это становится сигналом для электронного блока управления об определенном положении коленвала с теми же последствиями, что и для датчиков других типов.

Кроме того ДПКВ не только фиксируют положение коленвала в конкретный момент времени, но и определяют частоту его вращения.

Признаки неисправности датчика коленвала

Есть типовые симптомы, как проявляется неисправность датчика коленвала:

  • снижение мощности двигателя, он «не тянет», в том числе при езде в гору и/или при загруженной машине;
  • обороты двигателя «плавают», причем во всех режимах, автомобиль дергается как во время движения, так и на холостом ходу;
  • возрастает расход топлива;
  • «провал» при нажатии на педаль газа, машина не набирает обороты;
  • детонации двигателя на высоких оборотах работы двигателя;
  • появилась ошибка код P0336, что свидетельствует о нарушении диапазона / производительности датчика положения коленчатого вала.

Тут стоит сделать ремарку, и упомянуть о том, что перечисленные выше признаки неисправности датчика ДПКВ являются самыми частыми, и могут также указывать на поломку некоторых других автомобильных датчиков, диагностику которых тоже, возможно, придется сделать. Тем более, что датчик коленвала — достаточно надежная деталь и выходит из строя достаточно редко.

Причины неисправности датчика коленвала

Существует ряд типовых неисправностей, из-за которых датчик положения коленчатого вала перестает корректно работать. Среди основных поломок:

  • Нарушено расстояние между диском синхронизации и сердечником датчика. Обычно соответствующее значение находится в пределах от 0,5 до 1,5 миллиметра. Регулируется оно при помощи установленных регулировочных шайб. Расстояние может быть нарушено при замене датчика на новый, механическое смещение шайбы или датчика в результате ремонтных работ либо аварии. Также причиной подобной поломки может быть попадание грязи или пыли в зазор между датчиком и диском синхронизации.
  • Обрыв провода или плохой контакт. Например, у датчика может быть плохо соединена фишка питания, в результате повреждения ее фиксатора. Реже повреждается изоляция провода (снижение значения изоляции, перелом провода), из-за чего электрический сигнал проходит не на ЭБУ, а на корпус машины или другие элементы подкапотного пространства.
  • Повреждение обмотки. В редких случаях внутри датчика повреждается его обмотка, из-за чего он начинает некорректно работать либо не работать вовсе. Причины, по которым обмотка вышла из строя, могут быть различными — разрушение вследствие вибрации, окисления, некачественного (тонкого) провода, повреждение сердечника и так далее.
  • Повреждение диска синхронизации. Например, какие-либо зубья диска могут быть повреждены в результате выполнения ремонтных работ либо аварии. Если диск постоянно грязный, то зубья по естественным причинам могут изнашиваться и стачиваться. На тех авто, где стоит резиновый демпфер, в случае его разрыва, уходит метка отслеживания.
  • Повреждение светодиода либо элемента светопоглощения. Этот вариант подходит для старых машин, на двигателе которых установлен оптический датчик положения коленчатого вала.

Обычно при частичном или полном выходе датчика из строя его ремонт невозможен, поскольку его корпус является запаянным и неразборным. Соответственно, заменить провод (обмотку) и/или намагниченный сердечник в нем практически невозможно. По этой причине негодный датчик утилизируют, а вместо него покупают и устанавливают новый, благо цена на него невысокая, а в магазинах представлены самые различные модели для разных автомобилей.

Как определить неисправность датчика коленвала

Существует простой способ, как узнать неисправность датчика и сделать это можно любому с помощью буквально одного мультиметра. На большинстве современных автомобилей устанавливаются именно индукционные датчики положения коленвала, поэтому вкратце остановимся на проверке устройств этого типа.

Так, ДПКВ можно проверить тремя способами — с помощью омметра, проверить значение индуктивности катушки, а также с использованием осциллографа. Кроме этого, важным элементом проверки, какие признаки неисправности датчика коленвала появились, является выставление правильного зазора между чувствительным элементом датчика, а также диском синхронизации (расстояние нужно уточнить в документации, оно находится в пределах 0,5…1,5 мм).

Самый простой и доступный практически любому автовладельцу метод — проверить внутреннее сопротивление датчика. Для этого достаточно использовать электронный мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления электрической цепи. У большинства современных датчиков значение электрического сопротивления внутренней катушки составляет порядка 500…700 Ом (в некоторых случаях это значение может отличаться, поэтому желательно ознакомиться с техническими параметрами датчика отдельно). Также желательно проверить значение изоляции проводов. Оно не должно быть менее, чем 0,5 МОм.

Для измерения индуктивности автовладельцу понадобится мультиметр (мегаомметр), сетевой трансформатор, измеритель индуктивности, а также вольтметр. Опуская алгоритм проверки, стоит сразу отметить, что значение индуктивности внутренней катушки исправного датчика должно находиться в пределах около 200…400 мГн (может отличаться у разных датчиков, но незначительно). Если индуктивность значительно ниже (реже выше), то датчик, скорее всего неисправен, и необходимо выполнение дополнительных проверок, в том числе замер сопротивления катушки и изоляции.

Самый сложный, однако самый информативный и надежный метод проверки датчика положения коленчатого вала — с помощью осциллографа, обычно электронного (программный эмулятор). Для этого осциллограф подключают к выводам датчика при работающем двигателе автомобиля и настраивают программу для снятия осциллограммы. Ее рисунок даст четкое понимание, в рабочем ли состоянии датчик, и нет ли пробелов при его работе. Кроме этого, можно демонтировать датчик с его посадочного места, подключить к нему осциллограф и попросту поводить возле его чувствительного элемента каким-нибудь металлическим предметом (например, отверткой). Если он будет фиксировать передвижение, и на экране будет формироваться осциллограмма — скорее всего, датчик исправен.

В процессе проверки не будет лишним сканирование ошибок из памяти ЭБУ при помощи специальных сканеров. Это поможет как в определении ошибки ДПКВ, так и других элементов двигателя.

Как обмануть датчик и завести машину

На примере Ваз 2110 рассмотрим эффективный способ, как можно завести мотор при неработающем датчике коленвала.

Для этого нужно на корпус датчика намотать тонкую медную проволоку, сделать своеобразную обмотку. Проволоку можно взять из любого реле. Вокруг корпуса необходимо сделать 150 мотков, а остаток отвести к фишке, которая подключается к ДПКВ и всунуть концы в разъем вместо датчика коленвала.

Наматывание медной проволоки на корпус датчика

Фиксация проводов на фишке

Перед тем, как наматывать медную проволоку, вокруг корпуса датчика можно сделать 2 витка бумагой или тонким картоном.

Проволока наматывается сверху на бумагу, а потом убирается, таким образом самодельная обмотка нормально станет на корпус.

Если двигатель не запустится, то нужно будет поменять местами проводки подведенные к контактам фишки. Чтобы эти проводки не выпали, их следует временно зафиксировать спичками. Долго с такой конструкцией не стоит ездить, в последствии, вышедший из строя ДПКВ нужно обязательно заменить!

На всю работу уйдет не более 5 минут и одного метра проволоки.

Суть предложенного способа заключается в частичном восстановлении процесса электромагнитной индукции. То есть при поломке штатной катушки (залитой в корпус) таким образом можно сделать элементарную катушку, которая сможет функционировать совместно с центрирующим шкивом коленвала. Как результат, сигнал будет доходить до ЭБУ и двигатель заведется. Подробнее смотрите на видео ниже.

Как завести машину при неисправном ДПКВ

113
Статья полезная?
29
Комментировать
188k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
  • 2022-01-24 21:20:29

    Думаю что есть где-то саморазряд АКБ. Поможет вам электрик.

  • 2022-01-24 08:37:13

    Проблема может быть в плохих контактах проводов стартера, в самом стартере. Нужно еще проверить какое напряжение аккумулятора в момент прокрутки стартера, может аккумулятор не держит нагрузку или есть утечка тока и при простое разрядился аккумулятор. ДПКВ тут не причем, раз тяжело крутит стартер.

  • 2022-01-23 22:37:20

    Доброго времени суток... Всех с прошедшими праздниками)) Езжу на Kia cee'd SW 2011г пробег завалил за 100к Сегодня ставя на охрану авто , вольтаж аккамулятора показал 12.9в утром Вечером после простоя 12.6в Генератор на запущенном двигателе выдавал 13.9~14.4 в , аккумулятор новый Запускаю автозапуск шиш) , иду заводить с ключа шиш) ... Стартеру очень тяжело крутить от слова совсем... Вчера запуск был отличный что с ключа, что с брелка, утром приехал на работу и вечером уже не уехал, авто стояло 12часов ... Может ли это быть из-за неисправности дпкв? Пока получу ответ, новерное уже авто отбуксирую к электрику.... P.S не давно увеличил продолжительность кручения стартера с брелка .... 0.6сек не хватало для схватывания ((

  • 2022-01-14 17:27:39

    тогда однозначно нужно смотреть датчик.

  • 2022-01-13 21:18:11

    Спасибо огромное за ответ, год назад была проблема с датчиком колен вала само кропление на коробке разломано, на сто предложили его склеить чтобы не снимать коробку, я согласился всё было норм, но попал на ней в дтп, и началась такая история

  • 2022-01-13 21:09:32

    Проверьте работу датчика положения коленвала в момент неисправности. Проверьте еще давление моторного масла манометром.

  • 2022-01-13 21:01:57

    Здравствуйте подскажите пожалуйста, Фольц поло 2000год , на холодной всё норм, после прогрева 10-15 минут глохнет на холостых глохнет, в ходу начинает дергаться и начинает мигать лейка, тахометр перестаёт что либо отображать стрелка на ноле, машина едет, а если заглушить то не заведёшь пока не остынет,

  • 2021-10-31 08:37:43

    Добрый день. До того как оторвало крепление все было нормально? Оторвало у вас алюминиевый фланец или сам прилив из пластика на датчике?

  • 2021-10-30 20:07:36

    ВАЗ 2115 2002 года 4 дня назад оторвало крепление датчика коленвала приклеил специальным клеем стоит нормально но когда включаю зажигания двигатель дёргается и не заводиться в чем может быть проблема? Свечи пробовал менять датчик холостого хода менял датчик коленвала менял всеравно не заводится.

  • 2021-10-18 15:11:07

    Проблема может быть в нехватке топлива, в форсунках, в системе зажигания, в ДМРВ, нужно сканером проверить какие есть ошибки и работу датчиков двигателя.

  • 2021-10-18 15:02:39

    Ниссан террано21 свап инфинити ку икс4 vg33. На холодную и до рабочей температуры всё прекрасно затем при нажатии акселератора провалы и троение. Подскажите, пож варианты решения проблемы кроме дпкв

  • 2021-06-08 22:27:37

    Как только сделаете диагностику отпишитесь.

  • 2021-06-08 12:03:24

    Занимается пока некогда сегодня в гараж от правил протощили на тросу и метров через 200 завелась загнал через 10мин опять попробовал мертвая

  • 2021-06-08 09:06:51

    Здравствуйте. Сделайте диагностику. Слева под рулем есть выход под сканер obd 2. Ошибки напишите сюда.

  • 2021-06-06 18:18:35

    При накате нормальные обороты, для снижения нагрузки на кпп, на холостом ходу высоковаты, попробуйте почистить дроссельную заслонку и регулятор холостого хода, если есть.... До этого небыло насчет оборотов начелось с неделю назад.. сам скланяюсь что это либо мозги либо дад. Коленвала,насчет мобелайзера наврятли он подключен на стартер

  • 2021-06-06 18:13:59

    Пробовал 1 2 броник другой свечой нет искры. перед модулем с разьёма лампочкой 0 нет и токовых в обоих полный ноль

  • 2021-06-06 15:48:23

    Проверьте есть ли импульс на форсунки, если нет, то проблема в датчике коленвала или иммобилайзере. Если есть, то проблема может быть в катушке зажигания или проводке до нее. При накате нормальные обороты, для снижения нагрузки на кпп, на холостом ходу высоковаты, попробуйте почистить дроссельную заслонку и регулятор холостого хода, если есть.

  • 2021-06-06 11:49:38

    Нет искры на свечи лампочкой проверил фишку не моргает лифан бриз на накате 1250. 1500 об.м при полной остановки обороты падали до 850.1000 об.м

  • 2021-02-01 08:20:22

    Проверьте нет ли подсоса воздуха во впуске, значения ДМРВ, давление топлива манометром.

  • 2021-01-31 11:39:06

    Машину заводишь обороты плавают, через некоторое время проходит, потом при нормальной температуре опять начинается(2112 и тупит при нажатии на газ, не детонирует) в чем проблема?

  • 2020-12-24 22:19:49

    Странно, попробуйте другой датчик какой-то, не должны они так быстро выходить из строя.

  • 2020-12-22 08:03:07

    Здравствуйте. Автоэлектроника г.Калуга , ЛадаДеталь.

  • 2020-12-21 21:12:21

    Здравствуйте. Что за датчики покупаете? производитель?

  • 2020-12-21 20:07:10

    Меняю уже 3ий датчик. 5-7 дней работает нормально, дальше опять та же «история». Повышенный расход, плохая тяга и тд и тп.... (Шевроле нива)

  • 2020-10-26 19:36:29

    Здравствуйте. Что автомобиль у вас? Скорее всего проблемы с образованием смеси.

  • 2020-10-26 13:44:46

    Машина заводится на холостом работает хорошо, при нажатии педали газа провал и выстрел в воздухан потом начинает тянуть нормально потом опять история повторяется

  • 2020-09-05 11:17:42

    Здравствуйте. Сложно сказать. Почему у вас он глохнет на оборотах? Диагностику делали?

  • 2020-09-05 00:34:35

    Дизель ОМ602980 глохнет наоборотах а затем заводится стартером с наката не заводится почему

  • 2020-02-23 12:28:32

    "Соответственно, при выходе датчика из строя двигатель попросту перестанет работать, то есть, заглохнет или не запуститься" - не на всех машинах. Если мозги Сименс то двигатель может работать по датчику распредвала. Время заводки авто без датчика 10-15 секунд прокрутки стартером. Так же будет повышенный расход топлива, хлопки в выхлоп. Но ехать можно. Так же как и проверить ДПКВ на Сименс мозгах просто так не получится - только осциллографом. пример - BMW, Opel

Загрузка комментариев