Зачем смазывать клеммы аккумулятора
Окисление контактов – главный враг электрооборудования в автомобиле. Под действием высокой влажности и температуры, технических жидкостей, кислотных паров, больших токов и ядовитых солей, которыми обрабатывают городские дороги, окисление идет очень быстро. В этом материале мы разберемся, какие участки электроцепи наиболее подвержены окислению и коррозии, и к каким последствиям это может привести.
Примерно пятая часть всех ремонтов электрической части автомобиля так или иначе связана с процессами оксидации. Вот, например, автомобиль КАМАЗ 5320 – популярная рабочая лошадка. Начал шалить: то фары светят с разной яркостью, то при включении поворотников начинают работать дворники и мигают габариты. Типичные симптомы плохого контакта на массу. Смотрим – и видим, что контакты на клеммах аккумулятора болтаются, и сами по себе довольно грязные. Место здесь такое, что вся залетает с дороги. Решение простое и недорогое – почистить и обработать клеммы защитой.

Так выглядит аккумулятор с грязными клеммами
У многих марок есть такие препараты и средства для дальнейшей защиты. Они покрывают контакты устойчивой к высоким температурам пленкой, которая длительное время не даем электрике окисляться, устраняет падение уровня напряжения и утечки тока.

Процедура обработки клемм аккумулятора от окисления
Цена вопроса – в среднем 150 рублей за большой баллон, времени потрачено 10 минут, и раздражающей поломки как не бывало. Но ведь окисление и разрушение контактов влияет не только на комфорт.
Другой пример – тоже грузовик, но на этот раз МАЗ с системой Common Rail. Автомобиль не глушится при выключении зажигания, причина та же — плохой контакт массы. Точнее, это была изначальная причина, но ситуация уже дошла до того, что сгорел блок управления двигателем: когда потерялась масса, в блоке вышел из строя ключ управления главного реле. Пришлось ЭБУ и, само собой, защищать контакты.

Окисленные контакты
Чтобы вы не подумали, что грузовики жестко эксплуатируют и они поэтому так реагируют, вот вам легковая машина. Лексус LX570 сначала просто заглох, потом ситуация повторилась уже на ходу. Потухло все и заморгала аварийка. Причины здесь было две. Во-первых, была слабая батарейка на брелке, и он терял связь с машиной, и срабатывала штатная сигнализации. Во-вторых, минусовая клемма на аккумуляторе сильно окислилась и болталась.

Средство для обработки клемм АКБ
Помимо этого, за годы работы мы видели десятки машин, которые просто встали из-за короткого замыкания, вызванного утечкой тока. И сотни таких, у которых металлические контакты на клеммах АКБ из-за сырости, влаги, перепадов температуры были покрыты коррозией.
Для окислов клеммы – любимое место, ведь на них помимо загрязнений и сырости воздействуют пары электролита и кислорода. Вытекание электролита, замыкание ячеек, нарушение герметичности корпуса аккумулятора – основные причины появления белого налета, который со временем превращается в настоящие коралловые заросли и мешает нормальной работе электрики.
Помимо клеммы АКБ, очень подвержены окислению контактные зоны электродвигателей, вентиляторов, датчиков АБС и стартера, места установки реле и предохранителей, разъемы электропроводки под капотом, контакты, расположенные в руле.
И вот ее один пример. Фольксваген Пассат 2001 года демонстрировал симптомы выхода из строя клапана EGR: запах топлива, скачки оборотов на холостом ходу, в итоге еще и check engine загорелся. По ошибкам по блоку ЭБУ сканер указал на банальную загрязненность контактов на разъеме.

Процедура обработки контактов
В завершении скажем, что инструкции к аккумуляторам, особенно российским, не меняются десятилетиями и в них можно встретить рекомендацию смазывать клеммы Литолом-24 или солидолом. Это в корне не верно. Применять нужно именно специализированные смазки: они проводят ток, защищают от влаги, «ловят» утечки и служат долго. А вот как выглядит солидол уже через короткое время:

Так выглядит солидол на клеммах после непродолжительной эксплуатации
Чем смазать клеммы аккумулятора
Как заряжать аккумулятор автомобиля правильно
Перезаряд аккумулятора
Срок службы аккумулятора автомобиля
Как пользоваться автомобильным ареометром
Сколько доливать дистиллированной воды в аккумулятор
Rom@
14 января 2021
За 25 лет водительского стажа, никогда не смазывал клеммы, но постоянно их осматривал... Машинное отделение хороший пылесборник и на эту смазку быстро налипнет много пыли... И тогда нужно будет ломать голову как с этим бороться.
Kosty@
14 января 2021
Если смазка проводит ток - то она не ловит утечки, а усиливает. Поэтому кто будет мазать учтите данный момент при выборе!
Фёдор Митюгов
10 июня 2020
ИНтересно. Спасибо автору, что просветил