Гудит редуктор
На автомобилях с задним и полным приводом распространенной проблемой являются посторонние звуки со стороны ведущей оси. Обычно редуктор гудит при износе зубьев главной пары или её неправильной регулировке. Проблема требует срочного устранения, так как механизм с трудом поддается ремонту. Источником аналогичного звука могут быть подшипники хвостовика, полуосей, ступицы, а также подвесной подшипник кардана.
Как определить причину гула в редукторе и как решить эту проблему – расскажем в этой статье. Подробно разберем основные симптомы неисправностей и слабые места трансмиссии конкретных моделей.
Как определить, что гудит редуктор
Как определить неполадки редуктора по звуку и вибрации: видео
Источником посторонних звуков, схожих с гулом редуктора, могут быть другие узлы трансмиссии, поэтому для начала нужно точно локализовать звук.
В числе потенциальных виновников – подшипники ступиц и полуосей, элементы карданной передачи и даже деформированные или загрязненные щитки тормозных механизмов.
Понять, что гудит именно редуктор, помогут проявляющиеся в разных режимах симптомы. Проверку узлов трансмиссии для поиска источников шума можно выполнять в движении, на яме или на подъемнике.
Инструкция по определению причины гула редуктора
В процессе диагностики следует сначала обратить внимание на колеса, подшипники ступиц, элементы карданной передачи (сам вал, шлицевое соединение, крестовины, подвесной подшипник). Представленная ниже методика позволяет определить, что воет: мост, коробка, карданная передача или другие узлы по характеру проявления шумов.
- Появление шума при нажатии на педаль газа и его пропадание после её отпускания, обычно указывает на износ зубьев главной пары редуктора.
- Ослабленная гайка хвостовика проявляет себя течью сальника, а также «троллейбусным» воем при торможении двигателем.
- Проблемы с подшипниками проявляются в виде постоянного монотонного и «жужжащего» звука, который хорошо слышен на малых скоростях. С набором скорости высота и частота звука тоже увеличиваются. При старте возможен хруст, треск.
- Износ подшипников дифференциала и ступиц проявляется схожими симптомами: на малых скоростях слышны скрипы, хруст, синхронные вращению колес, которые при наборе скорости перерастают в вой. Выяснить, что гудит, редуктор или полуось можно двумя способами:
- Покачать колесо в вертикальной и горизонтальной плоскости: если есть люфт, то проблема в ступице.
- Прослушать шумы в процессе вращения вывешенных колес, и определить, откуда они распространяются.
- Посторонний звук при износе подвесного подшипника карданного вала также исходит из передней части авто. Проще всего локализовать его на подъемнике или из ямы при вращающемся кардане.
- Гул в КПП обычно возникает только в движении на отдельных передачах или в определенном диапазоне оборотов, но уходит при торможении двигателем. С шумом заднего моста его перепутать сложно, так как звук исходит ближе к передней части авто. Когда гудит редуктор переднего моста, отличить одну проблему от другой можно путем переключения передач: редуктор воет на всех скоростях одинаково, а КПП – по-разному.
Как определить гул редуктора на примере ВАЗ: видео
Как определить гудит редуктор или другой узел на примере Mercedes: видео
Вибрации являются признаком следующих неисправностей:
- деформации полуосей или чулка моста;
- дисбаланс колес или кардана, или износ крестовин и подвесного подшипника.
Причины появления гула в редукторе
Для диагностики автомобиля следует загнать смотровую яму или на подъемник. Там следует запустить мотор с вывешенными колесами, включить передачу, и определить, что именно издает нежелательные звуки. Некоторые способы проверки (о них упомянуто выше) применяются на ходу.
Убедившись, что звук исходит из ГП (Главной Пары), по нему можно определять, почему гудит редуктор. Разобраться конкретнее, почему воет редуктор, установить точно, он ли это, и определить причину можно по характеру звука, а также по косвенным признакам. Характерные признаки различных его неисправностей указаны в таблице ниже.
Почему гудит редуктор: причины и описание шумов
Причины гула в редукторе | Характерные признаки неисправности | Почему возникает проблема | С чем можно спутать данную проблему |
---|---|---|---|
Появление шума в редукторе при износе подшипников | Гул «жужжащий», постоянный, не пропадающий в любом режиме движения. | Естественная выработка подшипников. | Износ подвесного подшипника карданного вала или подшипника ступицы. |
Чрезмерная затяжка хвостовика. | |||
Редуктор гудит из-за низкого уровня масла | Вой, усиливающийся по мере набора скорости. Возникает при разгоне, торможении двигателем и езде накатом. Подтеки масла на хвостовике, из-под крышки, пробки или на чулках полуосей, уровень смазки намного ниже уровня заливного отверстия. | Утечки масла через изношенные уплотнения, недостаточный объем при заливке. | Шум от колес, КПП, изношенного подвесного или ступичного подшипника. |
Гул редуктора из-за износа сальника хвостовика | Постоянный ритмичный гул подшипников в любом режиме движения.Подтеки масла со стороны хвостовика. | Естественный износ сальника. | Вой может возникать при износе подшипников в других местах (дифференциал, полуось, ступица). |
Неквалифицированная замена сальника. | |||
Гудит из-за износа главной пары | Нарастающий по мере разгона гул, который пропадает при торможении двигателем, при езде накатом, на нейтрали или с выключенным сцеплением.По мере дальнейшего износа появляется на более низкой скорости. | Естественная выработка ГП. | Посторонние звуки в двигателе и КПП. |
Агрессивная езда с частыми резкими стартами и бросанием педали газа. | |||
Неправильная регулировка редуктора. | |||
Перетянута или недотянута гайка хвостовика. | |||
Редуктор гудит после неправильной регулировки | Чаще всего гул отсутствует при движении накатом на нейтрали, но проявляется при ускорении и торможении двигателем.Проблема появляется только после вмешательства в редуктор. | Неквалифицированная регулировка или ремонт редуктора. | Признаки схожи с симптомами износа главной пары. |
Гудит редуктор из-за открученной гайки хвостовика | При разгоне шума нет или он минимален, но при сбросе газа и торможении двигателем проявляется «троллейбусный» гул.Течь сальника хвостовика. | Самопроизвольное ослабление крепежа. | Схожий звук характерен для некоторых исправных КПП при торможении двигателем. |
Недостаточная затяжка гайки или отсутствие ее контровки. | |||
Износ подшипников. |
Можно ли отремонтировать редуктор, если загудел
В большинстве случаев гул в редукторе – предвестник серьезных неисправностей. Однако некоторые проблемы можно устранить на ранней стадии, избежав дорогостоящего ремонта. Запущенные неполадки могут в конце концов привести к повреждению ведущей и ведомой шестерен, что, помимо необходимости замены главной пары, приведет к полной неподвижности автомобиля.
Первое, что нужно делать, если гудит редуктор – убедиться в отсутствии подтеков на корпусе и проверить уровень трансмиссионной жидкости. Вовремя долив масло и заменив протекающие сальники, можно избежать замены главной пары.
Методика устранения шума редуктора определяется характером и степенью износа деталей. Для этого в большинстве случаев потребуется разборка и демонтаж узла. Дальнейшие действия зависят от результатов дефектовки:
Замена масла в заднем редукторе Subaru
- Негерметичность сальника. При незначительном падении уровня масла и отсутствии металлической стружки на магнитной пробке следует заменить сальник и трансмиссионную жидкость. Исчезновение шума после этих процедур указывает на то, что проблем удалось избежать. Если редуктор гудит и после замены масла, требуется более подробная диагностика с оценкой состояния главной пары.
- Раскрутилась гайка. Проверить гайку, затянуть с моментом, указанным в руководстве по ремонту вашей модели авто. Заодно проверить карданную передачу, потому что гайка часто откручивается из-за вибраций в ней. Если обнаружены утечки масла – затяжки недостаточно, нужно менять сальник хвостовика. Также заодно следует проверить подшипники, покачав хвостовик в разных направлениях – при этом не должно быть люфта. В запущенных случаях замене подлежит и втулка, которая держит натяг и правильное положение “морковки”.
- Изношена главная пара. Износ ГП без разборки можно определить только косвенно, по шумам под нагрузкой. Также на нее может указывать чрезмерный (10 мм и более) свободный ход хвостовика при заблокированных колесах. Непосредственная диагностика главной передачи производится путем визуального осмотра состояния зубьев.
- Нарушена регулировка ГП. Неверная установка ведущей и ведомой шестерен относительно друг друга после ремонта или разборки редуктора может привести к появлению шума и ускоренному износу зубьев. Правильность регулировки проверяется путем контроля пятна контакта с помощью краски.
Сильный износ элементов главной пары
Последствия гула редуктора, который не был устранен в первые 1–2 тыс. км после проявления, чаще всего необратимы. Большинство причин, из-за которых возникает интенсивный шум, свидетельствуют либо о нештатном режиме работы (без смазки, со сбитой регулировкой ГП), либо об уже имеющемся критическом износе деталей.
Слабые места редукторов на популярных авто
Некоторые модели авто больше других склонны к возникновению шумов в редукторе. В основном их причиной становится выработка главной пары и подшипников, вызванная утечкой смазки или потерей ее свойств. Распространенные причины гула редуктора на популярных автомобилях собраны в таблице ниже.
Автомобиль | Из-за чего чаще всего возникает гул | Почему это происходит | Контрмеры и профилактика |
---|---|---|---|
Chevrolet Niva и ВАЗ Нива, 2101-2107 (Жигули «классика») |
| Резкие старты с места, особенно на бездорожье. |
|
BMW е90 и x5 e70 | Изнашиваются подшипники дифференциала | Несвоевременная замена масла, пробки для слива, которого на корпусе нет. | Менять масло не реже чем раз в 25 тыс. км |
Nissan X-Trail | Откручивается гайка хвостовика | Конструктивная предрасположенность гайки к откручиванию. | Контролировать затяжку гайки хвостовика, подтягивать с моментом по руководству |
Газель |
|
| Контролировать затяжку гайки, состояние сальников и уровень масла |
Suzuki Grand Vitara | Утечка масла из редуктора переднего моста | Из-за преждевременного износа сальника (часто до 50 тыс. км) вытекает масло и зубья ГП быстро изнашиваются. | Контролировать состояние сальника, менять масло не реже, чем каждые 25 тыс. км. |
Subaru Forester |
| На Субару обычно воет или сама ГП, или передний подшипник хвостовика, из-за несвоевременной замены масла. | Вовремя менять масло, используя качественную трансмиссионную жидкость. |
Toyota RAV 4 | Износ подшипника муфты подключения заднего привода | При выработке масла или его загрязнении изнашивается подшипник муфты, из-за чего возникает вой. | Следить за чистотой масла, своевременно его менять. |
Hyundai Santa Fe | Износ подшипника ведущего вала | Подшипник ведущего вала страдает от утечки масла или его несвоевременной замены, из-за чего выходит из строя ГП | Вовремя менять маслоКонтролировать состояние сальников |
Mitsubishi Outlander 3 | Выработка главной пары | Из-за несвоевременной замены масла может начать выть редуктор под нагрузкой. | Своевременно менять масло в редукторе. |
Land Rover Freelander 2 | Износ переднего подшипника главной пары | Потеря свойств трансмиссионной жидкости, продукты износа. | Следить за уровнем масла и его чистотой, менять масло при загрязнении и/или заметной стружки на магните пробки. |
Часто задаваемые вопросы
-
Как понять, что гудит редуктор?
Гул редуктора обычно не сопровождается вибрацией, появляется при разгоне и исчезает при торможении двигателем, либо наоборот появляется только при сбросе газа. По мере износа скорость, при которой проявляется звук, снижается. Достоверно определить источник шума можно только на яме или подъемнике.
-
Можно ли ездить с гудящим редуктором?
Ездить с гудящим редуктором чревато его необратимым износом. Чаще всего шум возникает из-за неправильного контакта зубьев ведущей и ведомой шестерен или недостатка смазки. Если причину не устранить вовремя, то главную пару придется менять в сборе.
-
Можно ли обойтись без ремонта, если загудел редуктор?
Обойтись без ремонта можно только в случае, если причиной шума стали утечка масла, неправильная регулировка или незначительный износ подшипников, а проблема была устранена практически сразу после появления симптомов и не привела к износу зубьев шестерен.