Стук при повороте руля

Стук при повороте руля указывает на наличие проблем в системе рулевого управления автомобилем. Причинами стука могут быть неисправности у шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), шаровой опоры, износ рулевого наконечника и/или опорного подшипника, стойки стабилизатора и прочие неисправности. В любом случае, когда при повороте руля слышен стук, то необходимо как можно быстрее выполнить диагностику, поскольку неисправности рулевой системы не только со временем усугубляются, но и могут привести к аварийным ситуациям при движении автомобиля, вплоть до ДТП.

Стук при повороте руля

Причины стука при повороте руля

Существует ряд причин, из-за которых при повороте руля слышен стук. Чтобы более точно определить неисправность необходимо определиться с тремя обстоятельствами:

  • Тип звука. Он может быть одиночный или повторяющийся, глухой или звонкий (обычно металлический), громкий или тихий.
  • Место, из которого исходит звук. Например, в колесе, в подвеске, в руле.
  • Обстоятельства возникновения. В частности, при движении, при повороте руля на месте, при вывернутом до упора рулевом колесе, при повороте влево или вправо.

Исходя из таких данным можно ориентироваться на источник стучащего звука.

Место стукаПричины стука
Стук в колесеЧастичный выход из строя шарнира угловых скоростей (порвался пыльник, проблемы с подшипником), шум от рулевых наконечников/рулевых тяг, рулевая рейка при езде по неровной дороге, стойки амортизатора (стучит пружина), стойки стабилизатора
Стук рейкиПовреждение вала рейки, повышенный люфт втулки и/или подшипников вала, на машинах с ЭУР механическое повреждение вала двигателя и/или червячного привода, износ в карданчике рулевого вала
Стук в рулеЧастичный выход из строя рулевой рейки, ржавление приводного вала рейки, у ЭУР износ червячного привода и/или механические проблемы с электродвигателем
Положение руляПричины стука
При повороте руля до упора (влево/вправо)При замене переднего рычага возможно, что рычаг задевает при повороте подрамник. Иногда мастера попросту не до конца затягивают крепежные элементы, которые и скрипят при повороте.
При повороте руля на стоящем на месте автомобилеНеисправная рулевая рейка, крестовина карданчика вала, не затянутые крепежные элементы, рулевые тяги/наконечники
При повороте руля в движении машиныТе же причины, что и при стоящей машине, но сюда добавляются проблемы со стойками стабилизатора и стойками амортизатора.


Далее список причин, по которым возникает стук при повороте в районе колеса, подвески и руля по степени их распространенности.

Шарнир равных угловых скоростей

С полностью вывернутыми в одну сторону колесами чаще всего будет скрипеть ШРУС (может даже отдавать удары в рулевое колесо). При повороте машины влево будет хрустеть/стучать правый наружный ШРУС, а при повороте вправо, соответственно, левый. Внутренние ШРУСы обычно скрипят при езде на большой скорости по неровной дороге, поэтому к стуку при повороте отношения не имеют. Так что если при повороте или резком ускорении авто слышен стук — скорее всего требуется замена внешнего шарнира. Однако для начала можно снять и осмотреть — если износа нет или он небольшой то поможет смазка ШРУС.

Рулевые наконечники и рулевые тяги

Наконечники и тяги из-за естественного износа со временем могут давать люфт и скрипеть и издавать стуки при повороте машины. Для диагностики рулевых наконечников необходимо поддомкратить машину с той стороны, откуда раздается раздражающий звук и для начала демонтировать колесо. Далее необходимо пошатать тяги и наконечники, проверить наличие в них люфта. Часто бывает, что на наконечнике рвется его пыльник, соответственно, внутрь попадает грязь и влага. Это становится причиной соответствующего стука.

Известны случаи, когда, например, при выполнении операции развала-схождения автолюбитель или мастер забывают закрутить крепежную гайку между рулевой тягой и рулевым наконечником. Соответственно, при повороте руля, как в движении, так и на месте будет слышен громкий металлический стук. Точнее определить можно, если пошатать руками переднее колесо вправо-влево, оно будет болтаться, и издавать аналогичные звуки.

Рулевая рейка

Неисправности рулевой рейки — одни из наиболее частых причин, почему возникает стук при повороте колес. Причем это может быть как в движении, так и при повороте руля на месте. Существует несколько причин, из-за которых может стучать рулевая рейка автомобиля:

  • Слабо затянутые крепежные элементы рулевого механизма.
  • Вышла из строя пластмассовая опорная втулка (значительно износилась, появился люфт).
  • Возникновение люфта в подшипниках вала рейки.
  • Увеличенный зазор между зубьями рулевой рейки (это приводит как к люфту, так и к глухому стуку при вращении руля на месте).
  • Вырабатывается антифрикционная прокладка, из-за чего вибрирует поджимной «сухарь», стуча непосредственно по корпусу рейки.

Понять, что стучит рулевая рейка, а не другой элемент рулевого механизма непросто. Для этого нужно заглушить двигатель, поставить машину на ручной тормоз, и попросить напарника сесть за руль. А самому залезть под машину в месте расположения рулевой рейки. При вращении руля при неисправной рейке из нее будут исходить скрипящие (хрустящие) звуки.

Рулевой кардан

Если поворачивая руль вы слышите стук из рулевой колонки, то скорее всего виноват карданчик вала рулевого колеса. Очень часто с такой проблемой сталкиваются владельцы УАЗа. Происходит неисправность из-за увеличения зазора в шлицевом соединении. На ВАзах стук из рулевой колонки возникает из-за разбитой крестовины карданчика. Его можно услышать как во время управления при движении, так и при поворотах руля туда-сюда на месте.

Проверить можно рукой — одной нужно держать за карданчик, второй крутить руль, если люфтит, то нужен ремонт.

Многие владельцы отечественных переднеприводных ВАЗов — “Калины”, “Приоры”, “Гранты” сталкиваются с тем, что со временем в карданном вале начинает скрипеть крестовина. Диагностика его выполняется по описанной выше процедуре. При выявлении люфта и скрипа автовладелец может поступить по одному из двух вариантов. Первый — купить новый карданчик, второй — попытаться отремонтировать установленный.

Причем ремонтируют не по причине высокой цены, а большое количество брака новых карданчиков. Речь, в частности, идет о том, что карданчик может “закусывать”. Вызвано это тем, что его половина со шлицами ходит с заеданием, ощущаются рывки уже у новой детали. Соответственно, при покупке новой крестовины необходимо убедиться, что она двигается свободно во всех направлениях. Зачастую бывает так, что в вилке со шлицами подшипники изначально перекошены из-за несоосности отверстий. Поэтому покупать новый карданчик или нет — решать исключительно автовладельцу.

Другой вариант выхода из ситуации заключается в том, чтобы заменить в крестовине карданчика имеющиеся игольчатые подшипники на капролактановые втулки. В пользу этого варианта говорит то, что многие таксисты-владельцы ВАЗов, из-за того что приходится много крутить баранку, поступают именно таким образом.

Этот вариант подразумевает сложность ремонтных работ. Что касается демонтажа, то обычно для этого пользуются ключами на 13, а также плоской отверткой.

Обратите внимание, что для того, чтобы выбить подшипники необходимо наносить удары по основанию вилки под подшипником. Бить нужно аккуратно маленьким молотком.

В интернете можно найти много противоречивых отзывов о различных карданчиках и втулках. Для автомобилей ВАЗ “Калина”, “Приора”, “Гранта” зачастую ставят крестовины торговых марок “СС20” и “ТАЯ”, либо более дорогой вариант, — японские запчасти Toyo и GMB.

Стойки амортизатора и/или опорные подшипники

Если причина стука кроется в амортизаторах или опорных подшипниках, то будут стуки не только при повороте руля направо/налево, но и при прямолинейном движении. Однако при резких поворотах, особенно на большой скорости, такой стук будет проявляться сильнее, поскольку на амортизаторы и подшипники будут действовать дополнительные нагрузки.

В последнем случае причиной стука может быть лопнувшая пружина амортизатора. Обычно это происходит на ее краях (вверху или внизу). Соответственно, при езде по неровной дороге, а также при крене машины в поворотах, водитель может услышать металлический лязгающий звук. При повороте влево — правая пружина, при повороте вправо — левая пружина.

Проверить амортизаторы и подшипники можно, изучив их на предмет наличия люфта. Для этого нужно демонтировать колесо и пошатать/покрутить амортизаторы и подшипники. В редких случаях причиной стука может стать открученная гайка крепления.

Стойка стабилизатора

При частичном выходе из строя стойки стабилизатора, при этом раздается глухой стук при повороте колес в движении. Причем колеса начинают стучать, если их вывернуть в одну или другую стороны приблизительно при 50…60%. Однако непосредственно неисправная стойка может скрипеть не только при повороте, но и при движении автомобиля по неровной дороге. Зачастую также машина «ерзает» по дороге, то есть, необходимо постоянно контролировать (подкручивать) руль. Дополнительные признаки — кузов машины слишком кренится при вхождении в поворот и колыхается при торможении.

Подрамник (нетипичные ситуации)

Иногда к стуку при повороте приводят нетипичные ситуации, которые достаточно сложно диагностировать. Например, известен случай, когда во время движения машины на подрамник попал небольшой камень и застрял там. При повороте руля в одну или другую сторону происходит естественное смещение элементов рулевого привода, при этом они как бы наезжали на этот камень. При восстановлении исходного положения элементы соскакивали с камня, издавая при этом характерный звук. Проблема решилась удалением камня.

При ремонте элементов подвески, например, при замене переднего рычага последний может задевать при повороте колеса подрамник. Естественно, что это сопровождается ударом и скрежетом. Чтобы избавиться от нее, достаточно было приподнять подрамник с помощью монтировки.

При частой езде по дорогам с плохим покрытием полезно выполнять периодический осмотр элементов подвески и рулевого управления. Это позволит диагностировать поломку на ранней стадии, и следовательно, сэкономить на последующем ремонте.

Еще одна нетипичная ситуация стука в подвеске при поворотах заключается в том, что разжимается болт подрамника, и сам подрамник может стучать при езде, а тем более поворотах. Устраняется зажатием соответствующего болта.

Заключение

Ездить на автомобиле, у которого раздается стук при повороте руля, небезопасно. Любая поломка, приведшая к этому, со временем лишь усугубляется, что в конечном итоге приведет к сложным дорогостоящим ремонтам, а также опасности вождения. Поэтому при выявлении стука при повороте колеса необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и предпринять соответствующие меры по устранению причины, вызвавшей его.

155
Статья полезная?
44
Комментировать
230k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
  • 18 февраля 2022

    Добрый вечер. У вас был аналогичный гул на аутлендере? или просто предположение?

  • 17 февраля 2022

    Подшипник в коробке

  • 4 ноября 2021

    Добрый день. По такому описанию трудно что-то посоветовать. Загоняйте автомобиль на яму и смотрите переднюю ходовую.

  • 3 ноября 2021

    Здравствуйте, Ниссан Теана 2006 j31 столкнулся с такой проблемой, поехали с детьми в магазин все было как обычно,без нареканий, как только поехали обратно появился стук при повороте колес в обе стороны (в правую сильней стук) и на ходу, но не когда даёшь газу, а когда катишься на холостом ходу, и чем выше скорость,тем сильней стук и подёргивание машины.Кажется,что колесо как будто отпадет, подскажите если кто знает примерно в какой степи искать решение.Заранее спасибо

  • 11 октября 2021

    Пробуйте вывесить автомобиль и при включенной передаче и вывернутом колесе прослушать. Возможно от ШРУС щелчок.

  • 11 октября 2021

    Гранату с полуосю поменял , стойки, саленблоки, рулевую рейку , не может быть что небуть ис ступецой?

  • 11 октября 2021

    При повороте 90 градусов в движении назад или в перед металический одиночный щелчек, что может бить?

  • 4 сентября 2021

    Скорее всего щелчки издает полетевший подшипник рулевого вала, хотя чаще всего он скрипит. На Логанах с большим пробегом это не редкость. Там вроде бы шло два вида подшипников, но на них нет никаких обозначений. Как правило, меняют рулевой вал в сборе.

  • 1 сентября 2021

    Прошу совета только тех, кому не лень, но по делу. Рено логан 2010г. Появились легкие щелчки при повороте руля на трассе. Вроде из рулевой колонки. Скорость большая. Где-то тысяч 10 назад прямо под ногами, на коврике заметил игольчатые ролики. Значит, верхняя крестовина.(Не идиот я. Посто нет времени, денег и трудолюбия). Но тогда вроде все было в норме. Щелчки бывают по мере поворота руля(типа щелчков ручника). Обычно езжу по горным разбитым дорогам. Со стуками ступичного подшипника, рулевых тяг, разбитых передних,задних пружин знаком.Эти мелочи устраняю сам. Времени на копание в машине нет. Машина может понадобиться в любой момент. Нужна причина наверняка, чтобы заказать на просторах Родины нужную б/у вещь. Прошу не ругаться, хотя и заслуживаю...

  • 20 августа 2021

    Спасибо, что написали результат поиска неисправности.

  • 20 августа 2021

    Дело было в приводе. Стоял привод контрактный, все было нормально, пока машину не подняли, видно у него была выработка, которая никак себя не проявляла, пока машина была заводской вышины. Заменили привод на новый - стук исчез. Причем этот звук был нехарактерным для привода.

  • 14 августа 2021

    Могут стучать направляющие пальцы суппорта.

  • 13 августа 2021

    Нужно по месту еще раз все перепроверить. Попробовать сильно попинать колесо (по шине), будет ли такой стук.

  • 13 августа 2021

    Проверяли, есть небольшой люфт, но звук на этот не похож. И стучит ведь только при повороте направо,тогда нагрузка идёт на левую сторону. Звук похож на звук щелкающей пружины, звук идёт где то в районе суппорта. Суппорт весь проверил - весь прикручен, нигде не задевает. Звук начался после замены тормозного диска.может ли так стучать шток стойки в направляющей? Когда разбирал стойку- на стойке заметил местами потемнение хрома.

  • 13 августа 2021

    Проверьте люфт вала рулевой рейки.

  • 13 августа 2021

    Пробовали. При вывешивании- стуков нет. При поворотах на ровной дороге- стуков нет, только по неровной дороге, на кочках стучит. Даже если поворачиваю по неровной дороге направо со скоростью 5- 10 км. в час

  • 13 августа 2021

    Вывесите автомобиль на подъемнике или передние колеса на яме, при включенной передаче вращайте рулем, снизу прослушайте, от куда точно идут стуки.

  • 13 августа 2021

    Машина Форд Эскейп. 2001 . Американец. В движении, при повороте направо с левой стороны единичные металлические стуки. Если крутишь руль на месте- этого нет. Заменил линки стабилизатора втулки стабилизатора, рулевые наконечники, поставил новые рычаги в сборе с саленблоками и шаровыми, заменил левый привод с внутренней гранатой. Уже не знаю, где ещё причину искать. Перед появлением стуков- поднял машину, поставил под стойку проставки, поставил новые тормозные колодки. Проверял рычаг - хождения нет, затянуто туго

  • 11 августа 2021

    Попробуйте на подъемнике при включенной передаче прослушать, если цикличные стуки, то они могут быть от наружного ШРУС, только обычно хруст. Если от ШРУС, то ехать не стоит в дальнюю поездку.

  • 11 августа 2021

    Добрый день. Машина Мерседес С240 4-Матик, 2.6 мотор. При полном повороте руля вправо слышны стуки в правом колесе. При других манёврах такого звука не бывает. Когда поворот не на 90 градусов, а где то на 70 и меньше, но никаких звуков не бывает. Проверил шаровые, сказали что в целом нормальные, но нужно менять через пол года где-то с правой стороны. Предстоит долгая поездка в ближайшие дни, где то 500 км туда и 500 км обратно. Неопасно ли садиться за руль? Спасибо.

  • 29 июня 2021

    Проверьте по месту от куда идет хруст, он может быть например от опорных подшипников.

  • 29 июня 2021

    Чери тиго5 2016 стал туго руль поварачеваться и чтото хрустит. Что может быть?

  • 15 июня 2021

    Добрый вечер. Произведите диагностику рулевой рейки. Также не лишним будем проверить переднюю ходовую.

  • 15 июня 2021

    Добрый вечер. Машина Фиат палио. При повороте в право идёт стук, когда давишь на газ не стучит, а на нейтральной положение стучит. Когда поворачиваю в лево не стучит. Спасибо.

  • 11 июня 2021

    Так это не ступичный подшипник? Вывесите авто и при включенной передаче прослушайте стетоскопом. Может гул от кпп, проверьте уровень масла в ней.

  • 11 июня 2021

    Приветствую . Гул при наборе оборотов двигателя свыше 3200 на любой передаче ...3...4...5.( как при выходе из строя ступичного подшипника) . Митсубиси аутлендер хл. 2.0 бензин механика монопривод . (ни один мастер не может указать причину) . Спасибо.

  • 17 мая 2021

    Проверьте шаровую, стойки стабилизатора, рулевую рейку (вал рейки).

  • 17 мая 2021

    Добрый вечер! Пежо 406, при повороте руля вправо по неровностям слышен стук слева, ка- будто стук шаровой, по прямой по неровностям ничего нет, заменил стойки амортизатора и опорные подшипники

  • 6 мая 2021

    Здравствуйте. Что за автомобиль у вас? Может быть и амортизатор стучит. Осмотрите его визуально, на нем не должно быть подтеков масла. Также осмотрите нижний сайлентблок амортизатора, он может стучать если разбитый. Также при раскачке кузова он должен за один мах возвращаться в исходное положение.

  • 6 мая 2021

    Добрый день. При повороте при движении направо слышен стук слева. Заменила рулевую рейку, стук не пропал. Подозреваю, что заднее левое колесо стучит. Может быть амортизатор? Потому что до этого меняла только один справа, хотя надо было сразу пару. Но финансы тогда не позволили.

  • 13 апреля 2021

    На яме с помощником проверьте по месту, от куда идет стук. Он может быть например от рулевой тяги или наконечника. Проверьте затяжку болтов.

  • 13 апреля 2021

    Здравствуйте, после развал-схождения слышен стук при повороте руля в обе стороны

  • 1 апреля 2021

    Проверьте состояние ходовой части, в частности болтовые соединения, сайлентблоки, пружины. Проверьте рулевые тяги и наконечники. Нужно на яме крутить руль, а помощник снизу прослушает.

  • 1 апреля 2021

    Здравствуйте, машина Рав 4 на паркенге при повороте руля на небольшой градус слышан стук (тук тук) и то не всегда проскакивает

  • 11 января 2021

    Что за звук? Хруст? Может быть от ШРУС. Если что то задевает, то проверьте подкрылки, нет ли следов трения на них. Можно вывесить авто на подъемнике и при включенной передаче прослушать снизу.

  • 11 января 2021

    Добрый день, при по воротах на скорости примерно от 20-30 км/ч слышен частый звук, что может быть? машина дайхатсу мув , передний привод

  • 3 января 2020

    Проверьте с помощником по месту, один крутит, второй с ямы слушает. Стук может быть от опорного подшипника, может болты подвески или колеса не затянуты, проверьте люфт ступичного подшипника, состояние рулевых тяг, крепление рулевой рейки.

  • 2 января 2020

    Тойота Камри 30ткa, 2004 года.Три месяца назад заменил кардан рулевого вала. Вчера обратил внимание на одиночный стук при повороте руля влево на 45*: исходит слева под капотом. При чем когда машина и стоит и едет.

  • 25 ноября 2020

    Здравствуйте. Нужно смотреть переднюю ходовую. Напишите что за автомобиль у вас. И по поводу сносит, не совсем понятно, опишите подробнее. Сносит переднюю ось?

  • 25 ноября 2020

    Про какой автомобиль идет речь? Если полноприводный, то проблема может быть например в муфте полного привода.

  • 25 ноября 2020

    добрый день. у меня стук при повороте вправо в движении, при скорости от 20 км-час (при скорости ниже стука нет), а так же руль выкручен так что машина поворачивает на 45 градусов и ее как бы заносит...

  • 26 октября 2020

    Скорее всего проблемы с подвеской. Нужно посмотреть (послушать) из ямы.

  • 26 октября 2020

    Например опорный подшипник, рулевая тяга или наконечник. Нужно по месту, с ямы прослушать. Еще проверьте затяжку болтов.

  • 26 октября 2020

    В неподвижном состоянии при повороте руля влево и вправо глухой стук с левой стороны Чери Тигго.Возможная причина?