Как проверить датчик скорости
Если двигатель глохнет в режиме холостого хода, то, скорее всего, вам потребуется проверка нескольких датчиков (ДМРВ, ДПДЗ, РХХ, ДПКВ) дабы определить виновника. Ранее мы рассматривали методы проверки:
- датчика положения коленвала;
- датчика положения дроссельной заслонки;
- датчика холостого хода;
- датчика массового расхода воздуха.
Теперь к этому списку добавится и проверка датчика скорости своими руками.
Этот датчик при неисправности передает ошибочные данные, что и приводит к нарушению работы не только двигателя, но и других узлов автомобиля. Измеритель скорости автомобиля (ДСА) отсылает сигналы на датчик, который контролирует работу мотора на холостых оборотах, а также, используя РРХ, управляет потоком воздуха, обходящим дроссельную заслонку. Чем больше скорость машины, тем больше частота этих сигналов.
Принцип работы датчика скорости
Устройство датчика скорости большинства современных автомобилей основано на эффекте Холла. В процессе его работы он передается на ЭБУ автомобиля частотно-импульсные сигналы через короткие промежутки времени. В частности, за один километр пути датчик передает около 6000 сигналов. При этом частота передачи импульсов прямо пропорциональна скорости движения. Электронный блок управления на основании частоты поступления сигналов автоматически вычисляет скорость передвижения машины. Для этого в нем заложена программа.
Непосредственно датчик скорости расположен рядом с коробкой передач, в частности, в механизме привода спидометра. Точное нахождение отличается у разных марок автомобилей.
Как определить, что датчик скорости не работает
Сразу стоит обратить внимание на такие признаки неисправности как:
- отсутствует стабильность холостого хода;
- неправильно функционирует или вообще не функционирует спидометр;
- увеличенный расход топлива;
- сниженная тяга двигателя.
Также бортовой компьютера может выдавать ошибку об отсутствии сигналов на ДСА. Естественно, если БК на машине установлен.
Датчик скорости
Расположение датчика скорости
Чаще всего неисправность вызывается разрывом цепи, поэтому, прежде всего, нужно продиагностировать ее целостность. В начале нужно отсоединить питание и осмотреть контакты на предмет окисления и грязи. Если она есть, то нужно зачистить контакты и нанести Литол.
Часто провода подвергаются разрыву около штекера, потому как именно там они изгибаются и изоляция может перетереться. Также нужно проверить сопротивление в цепи заземления, которое должно равняться 1 Ом. Если неполадка не была устранена, то стоит проверить датчик скорости на работоспособность. Теперь возникает вопрос: как проверить датчик скорости?
На автомобилях ВАЗ, да и на других тоже, зачастую установлен датчик, который работает согласно эффекту Холла (как правило, выдает 6 импульсов за один полный оборот). Но есть и датчики другого принципа: язычковые и индуктивные. Первым рассмотрим проверку наиболее популярного ДСА — основанного на эффекте Холла. Он датчик оснащен тремя контактами: заземление, напряжение и импульсный сигнал.
Проверка датчика скорости
Вначале нужно выяснить, есть ли заземление и напряжение 12 В в контактах. Эти контакты прозваниваются, а контакт с импульсными сигналами тестируется при кручении.
Способ 1 (проверка вольтметром)
- Демонтируем датчик скорости.
- Используем вольтметр. Выясняем, какая клемма за что отвечает. Подсоединяем входящий контакт вольтметра к клемме, выводящей импульсные сигналы. Второй контакт вольтметра заземляем на двигатель или корпус машины.
- Вращая датчик скорости, определяем есть ли сигналы в рабочем цикле и замеряем выходное напряжение датчика. Дабы это сделать, можно надеть кусок трубочки на ось датчика (крутить со скоростью 3-5 км/ч.) Чем быстрее вы вращаете датчик, тем выше должно быть напряжение и частота в вольтметре.
Способ 2 (не снимая с автомобиля)
- Устанавливаем машину на подкатной домкрат (или обычный телескопический) так, чтобы одно колесо не касалось поверхности земли.
- Соединяем контакты датчика с вольтметром.
- Вращаем колесо и диагностируем, появляется ли напряжение — если есть напряжение и частота в Гц, то датчик скорости работает.
Способ 3 (проверка контролькой или лампочкой)
- Отсоединяем от датчика импульсный провод.
- С помощью контрольки ищем "+" и "–" (предварительно включив зажигание).
- Одно колесо вывешиваем как в предыдущем способе.
- Соединяем контролькой в провод «Сигнал» и руками вращаем колесо. Если на контрольке горит "-", то датчик скорости рабочий.
Схема подключения
Проверка ДС тестером
Проверка привода датчика скорости
- Поднимаем на домкрат машину, чтобы вывесить любое переднее колесо.
- Ищем пальцами привод датчика, который торчит из коробки.
- Ногой вращаем колесо.
Привод датчика скорости
Проверка привода ДС
Пальцами чувствуем, работает ли привод и работает ли он стабильно. Если все не так, то разбираем привод и обычно находим поврежденные зубья на шестернях.
Проверка ДС с язычковым переключателем
Датчик подает сигналы по типу прямоугольных импульсов. Цикл составляет 40-60%, а переключение происходит от 0 до 5 вольт или от 0 до напряжения аккумулятора.
Проверка индукционного ДС
Сигнал, который приходит от вращения колес, по сути, напоминает колебания волнового импульса. Поэтому напряжение меняется в зависимости от скорости вращения. Все происходит так же, как и на датчике угла поворота коленвала.
Александр Павалев
6 декабря 2021
Добрый день. Скорее всего вам тут не помогут. Обращайтесь на профильный форум.
Влад Падалка
6 декабря 2021
Форд фиеста МК5 2006 год. 1.3бензин. При включении зажигания, стрелка спидометра уходит в право (как при тесте) и ложится в "0",не реагируя на скорость а на приборке, пишет прочерками - - - - - - Снял разъём с датчика, проверили "+" и массу - всё в порядке, питание есть. Подсоединили к разъёму провода и произвели имитацию Холла-стрелка на приборке лежит как мертвая. Вывод - блок управления, не видит сигнал импульса, который должен подавать сигнал. Или Пин какой-то не работает (или плохой контакт) или с блоком проблема... При снятии шины с блока управления, бывает появляется сигнал, вместо прочерков на панели всё правильно отображает цифрами, но сразу же снова тухнет и - - - - - - - Не могу найти схему. ( Не знаю, точно ли с датчика скорости на прямую идёт к блоку управления и нужно искать проблему в каком-то пинк или в блоке управления или с датчика скорости идёт какими-то обходными путями и блок управления вообще не при чём... Может кто-то поможет найти распиновку шины и найти Пин, который отвечает за питание с датчика скорости? По цветам проводов, не нашёл провода которые идут с датчика скорости в шине, блока управления. ((
Михаил Самсонов
23 ноября 2021
Проблема может быть в датчике скорости или в абс (если данные скорости с абс берутся). Проведите диагностику фордовским сканером, проверьте есть ли ошибки. Проверьте видит ли ЭБУ в этот момент скорость или нет.
Андрей
22 ноября 2021
Такая же история, как вылечил? Вторую неделю мучаюсь.
Александр Павалев
27 октября 2021
Спасибо что поделились опытом!
doctorfaza
27 октября 2021
.....смазывать контакты "литолом" нельзя!.....он имеет кислотность! Для смазки электрики используют нейтральные,водоотталкивающие смазки (силикон, тех.вазелин, жир и т.д.).......
Аманто
8 апреля 2021
4 версия) можно снять датчик скорости при этом фишка должна быть соединена, включаем зажигание и крутим датчик шуруповертом)
Александр Павалев
29 марта 2021
Здравствуйте. Посмотрите как делается проверка на примере датчика от ВАЗ. https://www.youtube.com/watch?v=4NNpECy0pIk
Вадим
29 марта 2021
Какой нахер вращаем датчик??в какую сторону интересно?чё за ахинея???
Михаил Самсонов
12 марта 2021
Какой именно датчик меняли? Проведите диагностику сканером, по ошибкам проведите проверки. Если диагностику проводили, то напишите код ошибки. Проблема может быть например в переднем датчике абс. Еще проверьте диагностическим сканером, видит ли ЭБУ скорость автомобиля, ели видит, то проблема в щитке приборов или проводке до него, если не видит, то проверьте разъем и провода датчика скорости, разъем ЭБУ.
Юлиан
12 марта 2021
Гранта 15 год Не работает спидометр и одометр Датчик меняли, приборную панель тестили... Горит абс чек движка и ручник... В чем причина помогите
Вадим
5 мая 2020
Здравствуйте! FF1 2004г.в.. при трогании с места не показывает спидометр, соответственно, не блокируются замки дверей. Затем на ходу, в какой-то момент появляется показатель скорости и срабатывает блокировка дверей. Иногда показания скорости могут пропасть на ходу. Как проверить датчик скорости и проводку?
Михаил Самсонов
4 мая 2020
Проверьте диагностическим сканером, какую скорость видит ЭБУ, какая фактическая и какая на щитке приборов, проблема может быть например в самом щитке приборов.
Alex
4 мая 2020
Всем привет у меня есть одна проблемка на спидометре когда я включаю зажигание мне показует 20км/ч нажимаю на газ сразу же спидометр показует 60км/ч все контакты проверял провода в порядке снял спидометр все хорошо не знаю что делать датчик скорости смотрел все в порядке
etlib.ru
21 сентября 2018
Если датчик исправен и шестерня не слизалась, то возможно нет питания на датчик или же где то обрыв/коротыш в его проводке. К тому же в показаниях на приборке участвует ЭБУ и АБС.... возможно потерялся провод от блока ЭБУ, до панели приборов либо от АБС (надо бы прозванивать провод от спидометра, до блока АБС). Не исключено что приборка вышла из строя.
евгений
20 сентября 2018
Доброго всем время суток у меня такая беда не работает спидометр и одометр Авто у меня Hyundai Santa Fe 2 2007гв. Проверил шестерню привода датчика скорости все ок, как сам датчик прозвонить или проверить не знаю. Датчики которые индуктивные на коробке стоят рабочие проверял путем исключения на все загорался чек, в чем еще может быть причина не знаю так как с сканером ездишь на скане скорость показывает на спидометре "0" может у кого было кто подскажет???
Юлия
16 августа 2018
Ребята, всем добрый день! Подскажите, пожалуйста! У меня лада 14 и совсем недавно стали плавать обороты, почти глохнет, работает не равномерно.Диагностика показала датчик распредвала, сделали замену датчика на новый- результата нет. кстати и не работает спидометр и тахометр. В чем может быть причина?
Evgen
29 апреля 2018
Спасибо, обстоятельная статья! А еще более понятней будет как пожно проверить датчикскорости еслипосмотреть и видео канала ВЧ: https://youtu.be/qiDmZLUuTMI
Hannah Gilson
28 марта 2018
Спасибо за очень понятное и доступное описание самостоятельной проверки датчика скорости. Благодаря инструкции и у меня получилось самостоятельно это сделать. Оказался действительно подыхающим.
Асан
8 ноября 2017
Добрый день! У Субару Аутбек 2007 год. Загорает чек. По коду ошибок выясняется P0500 - датчик скорости цепи. Но там их оказывается три датчика. Вопрос как определить какой из них не работает? Или как по другому проверить?
Иван Матиешин
20 марта 2017
Причина не всегда только в датчике скорости (такое поведение также может появляться при окислении контактов в его разъеме), хотя если он начинает врать, то это именно в нем и дело. Возможно проблема кроется в самой приборке, тогда приходится разбирать, проверят механизм привода стрелки. На автомобилях с тросиковым приводом, зачастую такая неисправность скрыта либо в старом масле на шестеренках, либо износившемся квадрате на концу тросика или же помогает смазка того самого тросика.
Слава
19 марта 2017
Машина Volkswagen Multivan T5 2012 года. Иногда при разгоне стрелка скорости дрожит/дергается. В ETKA искал этот датчик так и не нашёл. В чем может быть проблема?
Ruslan Zhusupov
13 сентября 2016
У меня Галант 8 (акула) перестал показывать спидометр и обороты без нагрузки развивает хорошо только стоит воткнуть D оборот показывает 2500 и нет 3-й соответственно и 4-й. Коробка акпп . Может ли быть причина датчик скорости. B кстати датчик скорости какой то магнитный.. С нетерпением жду ответа знатоков!
Александр
12 мая 2016
У меня на тойоте сигнал с датчика сперва идет на панель приборов, а с неё на преобразователь сигнала для ЭБУ, а потом уже и в ЭБУ.
такведь
18 декабря 2015
Полезная статья, но малость наврали вначале. Написано что датчик скорости отсылает свои сигналы другому датчику - это неправда. Все датчики в первую очередь посылают свои сигналы в ЭБУ, а уже тот решит что делать дальше исходя из всех данных поступивших от других датчиков.
александр иваненко
29 октября 2015
спасибо наладил
etlib.ru
27 октября 2015
Какие цифры показывает мультиметр при проверке обеих датчиков? Вполне возможно что датчик не тот стоит. При покупке нового датчика действительно нужно смотреть на его номер! При внешней схожести калиновские и приоровские датчики не взаимозаменяемые. С 2011 года вроде ставили приоровские датчики. А еще кстати не исключено что намагниченный диск внутри коробки соскочил со своих креплений (бывают и такие случаи).
александр иваненко
26 октября 2015
Автомобиль Калина 11 года выпуска, спидометр показывает занижение скорости. Не могу найти причину. Снял старый датчик скорости поменял на новый та же картина. Коробка передач как на Приоре. Может не тот датчик поставил? Приборы работают, стрелки все ходят проверял. Подскажите что делать что смотреть?
etlib.ru
26 октября 2015
очень интересный случай! Вы задавали этот вопрос нашим экспертам в разделе вопрос/ответ? если нет, то скопируйте и задайте именно в том разделе!
Мы Наши
23 октября 2015
Добрый День! Машина ниссан блюберд силфи, японец. Диагностика показала неисправность этого дачика, до этого менял привод в сборе! Когда машина была без привода, чудо мастер на моих глазах переключал автомат вручную за рычаг который идёт из коробки! на вопрос для чего? тупо мычит! Сейчас машина со второй на третью добавляет около тысячи оборотов, плюс чувствительный толчок! и моргание овердрайва 16 раз! именно когда машина прогретая! на холодную едет нормально и не моргает! И ещё один момент, автомат перестал показывать на приборке первую скорость, она включается, машина едет как на второй, т.е. работают первая и вторая передача!!! Подскажите пожалуйста в чём проблема??? Рекомендовали Вас как профессионалов своего дела!!! Заранее спасибо!!
Александр Алексеенко
5 февраля 2015
Спасибо за совет! Очень нужен и познавателен.
etlib.ru
14 января 2015
С такими вопросами нужно обращаться к нашим экспертам в сервисе atlib.ru/qa Вы не указали марку авто по этому можем дать общие рекомендации как можно выяснить кто в этой ситуации виноват: 1. Вынуть тросик из коробки и покрутить его, если спидометр не реагирует смотреть тросик и спидометр. 2. Проверить электрику спидометра, если напряжение не подходит, смотреть электрику (в первую очередь предохранители). 3. Вынуть ДС, вставить тросик в коробку передач и проехать немного (не обращая при этом внимания на СЕ), если спидометр работает - не рабочий датчик! Если же спидометр электронный то должна быть функция самодиагностики. На разных авто этот режим может включатся по разному. На ВАЗе вот например, удерживая кнопку сброса суточного пробега включаем зажигание... Должны все стрелки забегать и соответственно спидометра в том числе. Если она стоит на месте - значит проблема в спидометре. При исправном датчике, может быть нарушен контакт от датчика к спидометру....
Василий Васильевич
14 января 2015
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста что может быть. Датчик скорости исправен, импульс есть. На спидометр этот импульс приходит, но спидометр не работает. Может ли быть импульс слабым или дело в спидометре?
atlibru
13 октября 2014
чтобы ответить на ваш вопрос нужна полная картина происходящего, - горят ли другие лампочки на панели, слышится ли шум топливного насоса в баке, щелкает ли реле стартера... Причины могут быть разные, это и глюкнувшая сигналка, и сгоревший предохранитель, проблемы с контактной группой замка зажигания, и другие. Задайте свой вопрос с максимально полным описанием в разделе вопрос-ответ.
Валерий Ткаченко
12 октября 2014
здравствуйте подскажите что может быть ,зажигание включаешь не загорается чек и спираль стартер крутит машина не заводится