Выключатель сигнала торможения ВАЗ Приора, Калина
Для управления сигналами торможения, автомобили Приора и Калина имеют выключатель сигнала торможения (далее ВСТ). Кроме того сигнал ВСТ, в системах с электронным управлением дроссельной заслонкой, используется контроллером ЭСУД. В случае нарушения, в работе ВСТ, система безопасности контроллера переводит двигатель в режим пониженной мощности принудительно. На авто с АКПП активация такого режима может произойти также если перегорит лампочка стоп-сигнала.
При воздействии на педаль тормоза, выключатель сигнала анализирует положение педали и замыкает контакты, после чего загораются и впоследствии выключаются лампы сигнала тормоза. Применяется датчик при торможении и растормаживании автомобилей. Устанавливается ВСТ на Приоры и Калины, оснащенные электронной педалью газа.
Где установлен выключатель сигнала торможения
Выключатель сигнала торможения расположен на узле педали тормоза.
Место установки датчика ВСТ на Приоре и Калине
Как выглядит выключатель сигнала торможения
Устройство выключателя и какой ставить
Выключатель сигнала торможения выполнен таким образом, что имеет две группы контактов. Обе группы посылают свой сигнал на контроллер. Одна группа контактов соединяет напряжение с Кл. 15, а другая с Кл. 30, которое поступает на питание ламп сигналов торможения.
На модели Приора и Калина устанавливается выключатель сигнала тормоза с оригинальным артикулом 1118-3720010. Стоит такой выключатель не более 260 р. Также есть неплохой аналог — АВАР (2113720), он чуть дешевле — 190 р.
Неисправности
Самым распространенным и первоначальным признаком неисправности ВСТ является сбой в отклике на нажатие педали тормоза. При воздействии на педаль, сигнал временно перестает загораться и только после этого загорается “чек”. Также неисправность проявляется во время езды, когда автомобиль начинает “тупить” тяга пропадает и кажется, будто машина заглохнет прямо на ходу, а затем спустя 1,5 секунды сразу же заводится. Создается ощущение, что во время движения была включена не подходящая передача, тяги совершенно не хватает.
Поврежденная пружинка внутри корпуса датчика
К наиболее частым неисправностям датчика педали тормоза на Калине и Приоре можно отнести следующие причины:
- механический износ, повреждение прижимной пружины;
- перегорание лампочки стоп сигнала;
- ошибка допущенная в регулировке зазора;
- замыкание или полный обрыв цепи;
- окислы, залипания или подгорание контактов датчика;
- ослабление креплений.
Одной из частых причин неисправной датчика, является перегорание лампы, или сразу нескольких ламп сигнала торможения. В этих лампах есть по две нити накала, одна из которых загорается при включении габаритов и продолжает гореть все время, а вторая включается только при нажатии на педаль тормоза. Когда перегорают эти нити в лампочках, ЭБУ анализирует это перегорание как одновременное нажатие на педали газа и тормоза во время движения.
В автомобилях с АКПП (Калина 2) блок управления сразу снижает обороты и машина не может нормально разогнаться. Так как ЭБУ думает, что водитель одновременно жмет на обе педали (что категорически запрещено на автомате). Также нажатие педали тормоза отображается и на брелке, поэтому автомобиль возможно не удастся поставить на сигнализацию.
Неисправностью также считается неверный зазор между корпусом выключателя и насадкой толкателя. Этот зазор необходимо устанавливать в пределах от 0,2мм до 0,5мм.
Схема выключателя сигнала тормоза Приоры и Калины
Контроллер отслеживает состояние ВСТ. При нарушениях в работе, регистрирует код ошибки, а также заносит этот код в память и включает сигнал. Часто на Приорах и Калинах с электронной педалью газа во время диагностики появляется ошибка P0504, что говорит о рассогласовании датчиков педали тормоза. Это сопровождается проблемами в работе мотора — он не заводится, плавают обороты, снижается мощность. Такое может случаться как из-за поломки пружины и соответственно провала штока концевика, так и закисании контактной пластины внутри.
Некоторые автомобилисты также замечают рывки машины при разгоне, а затем на высоких оборотах динамика может полностью восстанавливаться до нормального уровня. Помимо этого, педаль Е-Газа может на ходу как-будто отключаться, а отпустив ее и нажав снова, ее работа восстанавливается.
Контакты датчика педали тормоза
Если демонтировать и разобрать датчик, то в некоторых случаях можно обнаружить окисление контактов. В таком случае их можно просто аккуратно зачистить надфилем, а также проверить ровно ли стоят скобы контактов (часто одна из них может быть загнута).
Оба контакта должны стоять симметрично друг другу. Сами контакты также бывают подгоревшие, поэтому их также необходимо очищать, поскольку в противном случае ошибка будет появляться снова.
Как проверить выключатель
Чтобы выполнить проверку, необходимо включить зажигание и нажать на тормоз, а потом отпустить его. При нажатии на педаль сигнал должен загореться, а отпуская педаль он должен вовремя погаснуть. Если по какой то причине сигнал не загорается, проверьте поступление напряжения с АКБ на колодку на колодку с проводами датчика.
Схема цепи контактов датчика
Фиксатор на штоке нужно перевести в правое положение, для этого понадобится отвертка. На мультиметре выставляем режим измерения сопротивления. Цепь 3-4 при этом должна быть сомкнутой — сопротивление составляет практически 0 Ом. Цепь 1-2 должна быть разомкнутой — сопротивление стремиться к бесконечности. При нажатии на педаль тормоза значения между цепями 3-4 и 1-2 должны поменяться местами. После этого возвращаем шток в левое положение.
Диагностика выключателя выполняется также методом прозвонки контактов, сначала поочередно, а после этого попарно. Чаще всего приглушенно прозваниваются контакты 2 и 3, которые и выходят из строя. А вот с контактами 1 и 4 зачастую все нормально, при их прозвонке тестер издает громкий сигнал.
Схема подключения датчика к бортовой сети
Проверка датчика педали тормоза мультиметром
Замена выключателя сигнала торможения
Замена датчика педали тормоза
Замена выключателя производится путем откручивания контргайки, которая удерживает шток датчика в нужном положении при нажатии педали тормоза и затем откручивания самого датчика (против часовой стрелки), с последующей установкой нового в обратной последовательности. На Приорах и Калинах выключатель стоит справа от педали, поэтому если лечь на пол и упереться головой в педали, все будет видно отлично.
Снятие выключателя:
- Отсоединить колодку;
- Ключом на «19» ослабить стопорную гайку;
- Запомнить место установки регулировочной гайки (посчитав количество закрученных витков) на наконечнике датчика, чтобы было удобнее его установить в оптимальном положении и обойтись без регулировки;
- Снять выключатель.
Порядок установки и регулировки:
Установка датчика при полностью отжатой педали тормоза
- Потянуть педаль тормоза чтобы она была полностью отжата;
- Поставить выключатель на кронштейн;
- Между насадкой толкателя и корпусом выключателя выставить зазор 0,2 — 0,5 мм (при этом используется специальный щуп или набор щупов);
- Затянуть стопорную гайку, удерживая корпус выключателя, моментом 5-8 Нм;
- Присоединить колодку проводов.
Если на старом датчике проблема была не с регулировкой, а именно с поломкой пружины, то достаточно запомнить на нем количество витков на участке наконечника от корпуса датчика до гайки. При установке накрутите контргайку в такое же положение по виткам и шток будет правильно соприкасаться с педалью тормоза. Но если же проблема именно в не отрегулированном положении, то используйте инструкцию по регулировке.
Регулировка выключателя
Регулировка выключателя педали тормоза на Калине и Приоре
Датчик 1118-3700010 используется на Калине, Приоре, Гранте и Lada 4x4, которые оснащены системой Е-Газ. Поэтому регулировка выключателя у них выполняется одинаково. Между корпусом и грибком датчика должен соблюдаться зазор в 0,5 мм. Чтобы выполнить регулировку выключателя, не нужно ничего снимать. Достаточно просто отодвинуть максимально назад водительское сидение и расположиться на полике, упершись головой в педали.
Последовательность регулировки:
- открутить контргайку;
- сместить датчик путем его прокручивания по резьбе (проще всего во время регулировки ориентироваться на толщину ногтя, которая в среднем составляет от 0,5 до 1 мм);
- проворачивая датчик где-то на 90 градусов против часовой стрелки, приложите ноготь к резьбе и, выставив зазор, накрутите обратно контргайку;
- после регулировки проверьте, пропала ли ошибка на приборной панели.