Ремонт головки двигателя ВАЗ 2102
Двигатель на данном авто был снят во время кузовного ремонта. Пока варились и восстанавливались на автомобиле лонжероны, владелец автомобиля решил устранить повышенный расход масла, заменив в ГБЦ сальники клапанов. Разобрав и продефектовав двигатель было предложено сделать капитальный ремонт, так как замены требовали не только сальники, но владелец автомобиля отказался, опираясь на нехватку денежных средств. В данном фотоотчете мы покажем как снять ГБЦ, разобрать, продефектовать, отремонтировать, собрать, и установить обратно на блок цилиндров двигателя.
Какие детали могут понадобиться при ремонте двигателя ВАЗ 2102
Прокладка под головку
Производитель | Артикул | Цена, руб. |
Оригинал | ||
21011003020 | 226 | |
Аналоги | ||
612382020 | 295 | |
10002300 | 860 |
Маслосъемные колпачки
Производитель | Артикул | Цена, руб. |
702583700 | 27 | |
553190 | 33 | |
12004500 | 65 |
- Комплект рычагов клапанов (рокера) — ВАЗ 21214100711686 — 1204 р.
- Клапан выпускной — ВАЗ 21010100701201 — 367 р.
- Клапан впускной — ВАЗ 21010100701001 — 291 р.
- Вал распределительный в сборе — ВАЗ 21010100601020 — 1 914 р.
- Прокладка коллектора ВАЗ 01-07,21213 — ВАТИ 21011008081 — 64 р.
Необходимые для работы инструменты
- Ключи на 10мм, 12мм, 13мм и 17мм;
- Отвертки "+" и "-";
- Молоток;
- Пассатижи;
- Герметик REINZOSIL +300 Victor Reinz;
- Фиксатор резьбы MANNOL 9927 Fix-Gewinde ;
- Корректор канцелярский;
- Дрель;
- Наждачная бумага;
- Щуп регулировочный 0,15мм;
- Держатель для притирки клапанов;
- Притирочная паста;
- Рассухариватель клапанов.
Как произвести ремонт головки двигателя ВАЗ 2102
- Отсоединяем мешающие шланги от коллектора и карбюратора.
- Снимаем клапанную крышку двигателя.
- Выставляем метки газораспределения
- Делаем свои метки на звезде и цепи распредвала.
- Ставим свои метки на трамблере.
- Откручиваем звезду распредвала и натяжитель цепи.
- Откручиваем и снимаем распределительный вал вместе с постелью.
- Откручиваем болты крепления ГБЦ и снимаем головку.
- Сняв головку, приступаем к ее разбору. Снимаем рокера.
- Снимаем коллектора и остальное навесное с головки.
- Рассухариваем клапана.
- Дефектуем детали и меняем необходимые.
- Моем ГБЦ и не меняемые детали.
- Притираем клапана и при необходимости шарошим седла клапанов.
- Начинаем производить обратную сборку ГБЦ.
- После сборки головки, устанавливаем ее на блок цилиндров.
- Устанавливаем распредвал и цепь ГРМ.
- Регулируем тепловые зазоры клапанов.
- Устанавливаем на свои места всё открученное ранее.
Моменты затягивания резьбовых соединений двигателя ВАЗ 2102
Болты крепления головки блока цилиндров:
- предварительное затягивание — 33,3-41,16 Нм
- окончательное затягивание — 95,94-118,38 Нм
- Гайка крепления корпуса распределительного вала — 18,33-22,64 Нм
- Гайка крепления клапанной крышки — 5,1-8,2 Нм
- Болт крепления шкива распределительного вала — 45,82-56,6 Нм
- Гайка крепления патрубка рубашки охлаждения — 9,8-22,5 Нм
- Гайка крепления впускного и выпускного коллекторов — 20,87-25,77 Нм
- Гайка регулировочного болта клапана — 43,3-53,5 Нм
Далее в нашем фотоотчете более детальная инструкция.
Отсоединяем высоковольтные провода от свечей. Отщелкиваем защелки по бокам крышки распределителя зажигания и снимаем крышку с проводами.
Отсоединив все мешающие шланги можем приступить к откручиванию клапанной крышки. С помощью торцевого ключа или трещетки и головки на 10мм откручиваем восемь гаек крепления клапанной крышки двигателя.
Крутим двигатель по часовой стрелке, пока метка на звезде распредвала не совпадет с меткой на постеле распределительного вала.
Выставив двигатель по меткам приступаем к снятию звезды распредвала. С помощью ударной отвертки и молотка разгибаем контрагаечную пластину болта распредвала.
С помощью ключа на 17мм откручиваем болт крепления звезды распределительного вала. Удобнее откручивать болт пневмопистолетом.
Также устанавливаем метки на распределителе зажигания. Одну метку нужно ставить относительно корпуса трамблера и блока двигателя. Вторую метку ставим на корпусе распределителя зажигания напротив носика бегунка. Эти метки облегчат нам обратную сборку двигателя. Снимаем трамблер, откручивая гайку крепления ключом на 13мм.
Ключами на 12мм и 13мм откручиваем коллектора впуск и выпуск. Ключом на 10мм откручиваем патрубок рубашки водяного охлаждения.
Отсоединив все лишнее от головки, переворачиваем её и метим клапана в правильной последовательности.
Вытаскиваем клапана и осматриваем их. При такой выработке на клапанах, как указано на фото, рекомендуется клапана заменить. Также на разобранной голове необходимо проверить состояние не только клапанов, но и направляющих клапанов, состояние рокеров и распредвала. При необходимости все неисправные детали заменить новыми.
Если клапана не менять, то их необходимо очистить от нагара. Легче всего клапан зажать в дрель, дрель зажать в тиски и включить. И с помощью наждачной бумаги очистить клапан от нагара.
С внутренней стороны головки фиксируем клапан специальным держателем клапанов. И начинаем притирать клапана прижимистыми и вращающимися движениями.
После притирки клапанов отправляем ГБЦ, и все необходимые детали, на мойку. После мойки выдуваем остатки воды и высушиваем ГБЦ и детали. Готовимся к сборке головки блока цилиндров.
Установив клапана, аккуратно переворачиваем головку, чтобы клапана не выпали из направляек. Одеваем нижние упорные шайбы пружин клапанов.
Удлиненной головкой на 12мм и молотком просаживаем сальники на свои места. Во время простукивания сальника будет изменяться звук стука, и по звуку будет понятно когда сальник уже сидит на своем месте.
Распредвал также доставали из постели и вымыли. При обратной установке распределительного вала в постель необходимо обязательно смазать моторным маслом все шейки и кулачки распредвала.
Одеваем на шпильки постель распредвала. Так как поршня у нас стоят в метке, то и распредвал должен быть прокручен до своей метки, чтобы при затяжке распределительного вала клапана не уперлись в поршень и не повредились.
Затягиваем гайки крепления постели распредвала в правильной последовательности и с правильным моментом затяжки.
Подготавливаем натяжитель цепи. Приоткручиваем верхнюю крышку натяжителя, используя ключ на 13мм. Вдавливаем центральный шток натяжителя и зажимаем обратно крышку натяжителя.
Теперь натяжитель будет вдавленный и позволит без лишних усилий установить звезду распредвала и цепь.
Перед установкой натяжителя цепи, необходимо установить прокладку или промазать посадочное место герметиком.
Устанавливаем звезду распредвала, одев на нее цепь. Зажимаем болты крепления натяжителя. После нам необходимо разрядить натяжитель цепи. Приоткручиваем крышку натяжителя, пока не услышим как центральный шток выскочит под давлением пружины, и зажимаем крышку натяжителя обратно.
Регулируем тепловые зазоры клапанов. Для данного типа двигателя на авторынке продается специальный щуп. С помощью данного щупа не только удобно регулировать клапана, но и на чехле щупа указан порядок регулировки клапанов.
Отрегулировав клапана устанавливаем на место клапанную крышку, предварительно очистив и обезжирив посадочные места и установив новую прокладку.
Затянув болты крепления клапанной крышки, в правильном порядке, можем приступать к установке коллекторов. Устанавливаем коллектора, предварительно очистив посадочные места, одев новую прокладку и промазав герметиком места вокруг водяных каналов.
Устанавливаем тройник водяного охлаждения, промазав посадочное место герметиком или используем новую прокладку.
То же самое делаем и с патрубком системы охлаждения. Устанавливаем используя новую прокладку или герметик.