Проверка датчика распредвала

Проверка датчика распредвала (ДПРВ) позволяет не только удостовериться в его работоспособности, но и удостовериться, что в двигателях с фазированным (последовательным) впрыском топливо подается именно в необходимой последовательности. Другое название устройства — датчик фаз (его часто используют владельцы отечественных ВАЗов). Проверку можно выполнить с помощью мультиметра, включенного в режим вольтметра, и/или осциллографа. Проверка датчика положения распредвала несложна по своей сути, и с ней может справиться даже начинающий автолюбитель.

Проверка датчика распредвала

Что такое датчик распределительного вала

Перед тем как перейти к вопросу о проверке датчика положения распредвала, необходимо выяснить, что это за устройство, для чего оно нужно и по какому принципу работает. Это поможет уяснить детали проверки в будущем.

Датчик распределительного вала — это устройство, которое фиксирует угловое положения указанного вала в конкретный момент времени. Полученная с его помощью информация передается на электронный блок управления двигателем (ЭБУ), и на ее основе этот орган управления отдает команды на впрыск топлива и зажигание топливовоздушной смеси в каждом цилиндре в конкретный момент времени.

Работа датчика положения распределительного вала основана на эффекте Холла. Так, непосредственно на распредвалу находится металлический зуб, который во время вращения вала изменяет магнитное поле в расположенном рядом датчике. Этот зуб имеет название рэпер. В датчике фиксируется изменение магнитного поля, которое преобразуется в электрический сигнал небольшого напряжения. Этот сигнал и подается на электронный блок управления.

На самом деле датчик положения распределительного вала фиксируется лишь одно его положение, соответствующее положению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке. Далее фазированный впрыск топлива выполняется в последовательности работы цилиндров. Обычно это система 1-3-4-2.

Датчики положения распределительного вала стали устанавливать на двигатели с разделенным (фазированным) впрыском топлива приблизительно с 2005 года.

В случае, если датчик распредвала выходит из строя (электронный блок управления получает от него некорректную информацию или вовсе не получает ее), то программно заложен переход в аварийный режим. Он подразумевает использование попарно-параллельную (групповую) подачу топлива в двигатель. Это приводит к двум негативным последствиям:

  1. Небольшая потеря мощности двигателя, особенно при езде в критических режимах (разгоне, езде под нагрузкой).
  2. Увеличение расхода топлива приблизительно на 10…20% (зависит от мощности двигателя, его конструктивных особенностей, а также условий эксплуатации).

Что касается дизельных двигателей, то датчики положения распределительного вала устроены аналогично, но есть одно отличие. Оно заключается в том, что датчик фиксирует положение не только первого цилиндра, а всех. Это сделано за счет того, что на задающем диске имеется отдельный зуб для каждого цилиндра.

Таким образом, при выходе датчика из строя имеет смысл как можно быстрее выполнить его диагностику и при необходимости замену.

Признаки поломки ДПРВ

Существует несколько типовых признаков, по которым можно утверждать, что датчик положения распределительного вала вышел из строя. Сразу же нужно уточнить, что перечисленные ниже симптомы могут свидетельствовать совсем о других неисправностях. Поэтому имеет смысл выполнить дополнительную диагностику. Итак, признаки поломки ДПРВ:

  • Проблемы с запуском двигателя, причем при любых условиях — «на холодную», «на горячую» и в других режимах. Обычно это выражается в том, что приходится дольше крутить стартером.
  • Неустойчивая работа двигателя, «плавающие» рабочие и холостые обороты двигателя.
  • «Провалы» в движении машины, при нажатии на педаль акселератора она отвечает не сразу, теряются динамические характеристики машины (слабо разгоняется, не тянет, особенно в загруженном состоянии и при движении на подъем).
  • При сбросе педали акселератора двигатель глохнет.
  • Увеличенный расход топлива (на 10…20%).
  • Активируется сигнальная лампа на приборной панели Check Engine. Необходимо выполнить дополнительную диагностику с помощью электронного сканера (например, прибора ELM 327 или его аналога). При этом характерные ошибки, касающиеся работы датчика имеют номера P0340, P0342, P0343.

На самом деле датчик положения распределительного вала — достаточно простое и надежное устройство, поэтому из строя он выходит редко. Чаще повреждается его проводка — перетираются провода, повреждается изоляция на них, выходит из строя так называемая «фишка», место подключения датчика к автомобильной цепи.

Однако для машин, ездящих на бензине, описанные выше проблемы выражены не так четко. Но вышедший из строя датчик положения распределительного вала доставит много проблем для владельцев автомобилей, оборудованных газобаллонным оборудованием, в частности, четвертого поколения. Описанные выше неисправности и проблемы могут проявиться на таких машинах «во всей красе». Поэтому владельцам машин, оборудованных ГБО, настоятельно рекомендуется как можно быстрее выполнить диагностику и замену датчика при подозрениях на его неисправность.

Расположение ДПРВ на двигателе

Для выполнения проверки датчика положения распределительного вала необходимо знать, где он находится. Как правило, на восьмиклапанных двигателях обычно ДПРВ монтируется в торце головки блока цилиндров. На шестнадцатиклапанных моторах он также монтируется на головке блока цилиндров, обычно в непосредственной близости с первым цилиндром.

Что касается популярных отечественных автомобилей ВАЗ, то их владельцы называют такие узлы датчиками фаз. Их расположение в этих моторах аналогично. Так, на восьмиклапанных двигателях датчик расположен на левой части головки блока цилиндров (если смотреть по ходу движения автомобиля). На шестнадцатиклапанных — на правой передней части двигателя. В последнем случае непосредственно датчика визуально не видно, его расположение можно оценить лишь по подходящим к нему сигнальным и питающим проводам. Датчик фаз ВАЗ 2114 закреплен в непосредственной близости к воздушному фильтру, около головки блока цилиндров.

Способы проверки датчика распредвала

Перед выполнением проверки датчика с помощью мультиметра или других электронных приборов необходимо проверить его механическую целостность. В частности, он устанавливается в корпус с уплотнительным кольцом, обеспечивающим его надежное крепление. Нужно проверить его состояние. Также будет нелишним проверить целостность корпуса датчика, наличие на нем трещин или других повреждений. Желательно проверить и задающий диск, не повреждены ли зубья, нет ли на корпусе датчика или поблизости от него металлической стружки.

В интернете можно найти информацию о том, что якобы ДПРВ можно выявить его работоспособность, просто проверив его магнитные свойства. В частности, к его торцу (рабочей чувствительной части) поднести маленькую металлическую деталь, которая должна «прилипнуть» к датчику. На самом деле это не так, и нерабочий ДПРВ может как обладать магнитными свойствами, так и не обладать ими. Соответственно, проверку необходимо выполнять другими методами.

Существует два основных способа проверки датчика положения распределительного вала — с помощью электронного мультиметра и с помощью осциллографа. Первый метод проще и быстрее, однако второй — более точный и дает больше диагностической информации.

Проверка датчика распредвала мультиметром

Для проверки ДПРВ необходим демонтаж. Сделать это несложно, нужно лишь отсоединить от него контактную группу проводов, и отвинтить крепежный болт. Также для проверки вам понадобится небольшой металлический предмет (из черного металла, чтобы он магнитился).

Схема подключения для проверки датчика фаз 21110-3706040

Схема подключения для проверки датчика фаз 21120-3706040

Алгоритм выполнения проверки датчика мультиметром следующий:

  1. Взять мультиметр и переключить его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В (зависит от конкретной модели мультиметра).
  2. Отсоединить «фишку» от датчика, отщелкнув фиксатор.
  3. Демонтировать датчик из его посадочного места.
  4. На «фишке» датчика 21110-3706040 автомобиля ВАЗ (и на многих других) контакт «А» соответствует массе, контакт «С» — плюсовой провод, идет от реле управления, контакт «В» — сигнальный провод (средний). У фишки датчика 21120-3706040 контакт «А» соответствует массе, контакт «В» — плюсовой провод от реле управления, контакт «С» — сигнальный провод.
  5. Проверить наличие питания на фишках. Для этого нужно включить зажигание на автомобиле (но не запускать двигатель) и проделать это с помощью мультиметра. Если питания на фишках нет — значит, нужно искать причину. Это может быть неисправная проводка (повреждение изоляции, разрыв проводов), выход из строя управляющего реле, «глюк» электронной системы управления (ЭБУ).
  6. Далее нужно подсоединить датчики для проверки по приведенным на рисунке схемам.
  7. Подать на датчик напряжение 13,5±0,5В (хотя допускается и меньшее, например, 12…12,5 Вольта от аккумулятора).
  8. Если при подаче питания на датчик вольтметр фиксирует отсутствие напряжения на датчике, то это сигнализирует либо о поломке самого датчика, проверку можно завершить и готовиться к замене датчика на новый.
  9. Замерить напряжение между плюсовым и сигнальным контактом. Оно должно равняться не менее 90% от питающего напряжения (то есть, если значение питающего напряжения равно 12 Вольт, то напряжение на сигнальном контакте должно быть не менее 10,8 Вольт).
  10. Поднести к торцу датчика (его сигнальной части) приготовленный заранее металлический предмет. Повторно замерить напряжение на сигнальном контакте. Оно должно быть не более 0,4 Вольт. Убрать пластину — значение напряжения должно восстановиться до 90...100% питающего. Если есть какие-либо отклонения в процессе проверки — значит, датчик вышел из строя и подлежит замене.

Обратите внимание, что желательно проверять не только датчики, уже установленные на двигатель, но и вновь купленные, поскольку всегда существует риск покупки бракованного товара.

Проверка ДПРВ с помощью осциллографа

Электронный осциллограф помогает понять, как работает датчик положения распределительного вала, и выдает ли он импульсы вообще. Обычно пользуются так называемым электронным осциллографом, то есть, просто программой-симулятором, установленным на ноутбук или другое подобное устройство. Необходимо подключиться к датчику распредвала и снять с него осциллограмму. В идеале должна быть ровная диаграмма-расческа с одним выпадающим пиком, который соответствует прохождению рэпера через датчик. Если же осциллограмма имеет другую форму — нужна дополнительная проверка.

При диагностике осциллографом датчика распределительного вала автомобилей «Ниссан» (в частности, Nissan Almera) форма осциллограммы будет другой. Она не будет ровной, а в виде 3 импульсов, потом пробел, далее 4 импульсов — пробел, 2 импульсов — пробел и один импульс — пробел. Для двигателей этого автопроизводителя такая особенность является нормой.

Замена датчика положения РВ

Если в процессе проверки выяснилось, что непосредственно датчик положения распредвала вышел из строя — значит, он подлежит замене. Как правило, эти узлы являются неремонтопригодными, поскольку их корпус запаян, и разобрать его невозможно. Стоит датчик недорого, а процедура замены несложная, и с ней может справиться даже начинающий автолюбитель.

Алгоритм замены датчика следующий:

  1. При неработающем двигателе отсоединить от аккумуляторной батареи минусовую клемму.
  2. Отсоединить от датчика положения распределительного вала «фишку» (как при проверке).
  3. В зависимости от модели автомобиля необходимо демонтировать детали, которые препятствуют доступу к датчику. Например, на современных автомобилях наподобие «Лада Веста» необходимо снять кронштейн вспомогательных агрегатов.
  4. С помощью гаечного ключа отвинтить один или два крепежных болта, в зависимости от типа крепления. Размер гаечного ключа может быть разный, обычно для ВАЗов это ключ на 10 мм.
  5. После демонтажа крепления необходимо аналогично достать датчик из его посадочного места.
  6. Установка нового датчика выполняется в обратной последовательности.
  7. Присоединить минусовую клемму к аккумулятору.

При покупке нового датчика положения распределительного вала необходимо обращать внимание на состояние его уплотнительного кольца. Обычно оно продается отдельно. Желательно при смене датчика менять и уплотнительное кольцо, поскольку со временем оно изнашивается и теряет эластичность. Использовать старое кольцо можно лишь в случае крайней необходимости, когда нет возможности купить новое.

Заключение

Датчик положения распределительного вала — несложное, но важное устройство в двигателе, и от его работы зависит нормальное функционирование двигателя. Поэтому при выявлении признаков выхода его из строя желательно как можно быстрее выполнить соответствующие диагностические процедуры. Они несложные, и с ними справится даже начинающий, не имеющий опыта, автовладелец. Аналогично и с его заменой. Цена датчика фаз для автомобилей ВАЗ по состоянию на зиму 2019 года составляет порядка 400 рублей.

221
Статья полезная?
37
Комментировать
286k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
  • 26 января 2022

    Проверьте еще метки ГРМ, проблема может быть в проводке до катушки зажигания в самой катушке, в ЭБУ. Проверьте сканером, нет ли ошибок.

  • 25 января 2022

    У меня фолцваген Кадди 2006г. в. 1.6 бензин. ПроЕхал около 200 км после простоя авто около 5 месяцев на улице. Резко нажал на газ и как-будто что-то произошло, авто потеряла мощность. Потом авто постояло и начало троить и стрелять вы глушак. На следующей день остывшая машина уже не заводилась. Проверил ВВ провода, катушку свечи и подачу топлива. Всё норм, но нет искры оказывается на 2и3 цилиндре. Что делать??? Не знаю. Нету прибора чтоб определить ошибку. Может у кого нибудь что-то подобное было?

  • 23 января 2022

    Обороты плавно падают? Или одномоментно глохнет и все?

  • 23 января 2022

    Можно диагностическим сканером проверить, видит ли ЭБУ обороты двигателя и корректные ли они.

  • 23 января 2022

    Доброго времени суток.У меня монтеро спорт 24 клапанный .6ж72..На холодную заводится отлично,работает чисто.После прогрева падают обороты и глохнет.Заводится только после того ,как остынет.Коммутатор проверил подменой.Дпкв и дпрв не звонятся вообще.Или их обязательно снимать для проверки.

  • 21 января 2022

    Спасибо.

  • 20 января 2022

    понятно. датчики лучше использовать оригинал. Желательно их проверить с помощью осциллографа ( сигнал с них). Также скорее всего цепь у вас растянута, отсюда и все ошибки.

  • 20 января 2022

    Добрый день, дв контрактный, поэтому не могу сказать не чего про цепь, датчики Kraft. при работе дв, земля -0.1, средний 0.4, и плюс 14v....

  • 10 января 2022

    Добрый вечер. Какой пробег на автомобиле? Цепь менялась? Датчики оригинальные покупали?

  • 10 января 2022

    Здравствуйте, Да ошибка P0340 ниссан альмера н 16.( 1,5) Механика. Датчики новые, заводиться, ужасно тяжело, после манипуляций , прогрева 220, снятия фишки .еле заводиться. Плюсавой провод 12...остальные провода О.5 V , Что не так?

  • 18 декабря 2021

    значит все правильно померили. Диагностику сделали? Какие есть ошибки?

  • 18 декабря 2021

    Да я Ом ставил 2000

  • 17 декабря 2021

    Смотря какой у вас мультиметр, как правило, есть две градации до 200 Ом и до 2000 Ом. Вам нужно ставить 2000 Ом.

  • 17 декабря 2021

    Есть возможность сделать диагностику? Так можно очень долго искать проблему. Особенно не видя мотор вживую.

  • 17 декабря 2021

    На запуск двигателя будет влиять. Нужна хорошая масса на двигатель.

  • 17 декабря 2021

    Вы величину измерения какую выбираете? Нужно поставить Ом.

  • 17 декабря 2021

    на холодную кажет 845 ну это без первой единицы а если по дисплею то 1845 это распредвала. а вот коленвала показывает 221 по дисплею 1221. я понимаю ему пи-да?!

  • 17 декабря 2021

    а вот ещё что нашёл, там две массы идут из косы на двигатель, я просто из набросил и забыли прижать гайками, гайки просто наживил. могло это повлиять?

  • 17 декабря 2021

    у меня очень много вопросов)) потому что откапиталил двигатель а он не заводится.

  • 17 декабря 2021

    на сколько Ом выставлять мультиметр?

  • 15 декабря 2021

    Проверьте сопротивление между выводами разъема. В “холодном” состоянии - 835 – 1400 Ом. В “горячем” - 1060 – 1645 Ом.

  • 15 декабря 2021

    Как проверить сопротивление датчика на 1nz мотор и что должно высветится?

  • 9 ноября 2021

    Добрый вечер. Мерили при включенном зажигании? Сделайте диагностику по мотору и напишите ошибки сюда.

  • 8 ноября 2021

    Добрый день у меня Пежо 607 2004 года не заводиться проверил датчик распределительного вала 1 и 2контакт напряжение нету что делать заранее спасибо

  • 29 октября 2021

    Добрый день. Сам датчик рабочий? Проверьте его сопротивление.

  • 29 октября 2021

    Здравствуйте. У меня лексус gs300 1998 года. Ошибка по датчику распредвала. На разъеме дпрв идущего со стороны эбу два контакта, на обоих контактах во включенном зажиганий сидит МАССА"-"( ТО ЕСТЬ ОДИН ЩУП МУЛЬТИМЕТРА ПОДАЮ НА ПЛЮ АКБ, ВТОРОЙ НА КОНТАКТ РАЗЪЕМА ДПРВ, МУЛЬТИМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ БОРТОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ) . Проводку прозванивал от разъема до эбу все ок(между собой не замыкают, до эбу все цело). Промерил прям на выходе с эбу, тоже самое. Что может быть???

  • 12 октября 2021

    Ошибки остаются на бортовом блоке поэтому желательно снять.

  • 6 сентября 2021

    Добрый день. Может быть. По возможности проверьте на целостность провода до датчика. Схему нужно искать. Что за мотор у вас стоит?

  • 5 сентября 2021

    Добрый день. Сценик 3 - ошибка по датчику распредвала. На приборке на холодную показывает на секунду лампочку только при сбросе газа(пол секунды) или при наборе скорости 1,2,3 передачи( в диапазоне 2-2,5 тыс оборотов). По клипу показывает датчик.Каких то проблем с движением не заметил - все работает в штатном режиме, как часы. Может отойти масса или провод коротить? Датчик менял на новый. Фишка вроде чистая, а провода никто не трогал.

  • 25 августа 2021

    Диагностику делали ? Ошибку P0340 выдает?

  • 24 августа 2021

    братцы датчик положения распред вала весь мозг склевал, у меня их 3 один вроде ка оригинал ,я с ними как "мартышка с гранатой" через пару дней меняю местами подскажите как проверить саму цепь от фишки до ЭБУ на ниссан альмера Н16 декабрь 2005г

  • 9 августа 2021

    Скорее всего нет, это общеобразовательная статья. Напишите что вы конкретно хотите сделать, постараемся подсказать.

  • 8 августа 2021

    Можно ли применить эти действия на Ниссан Мурано ?

  • 18 февраля 2021

    При любых работах с проводкой желательно снимать клемму АКБ.

  • 18 февраля 2021

    Зачем снимать клемму с аккумулятора, если на фишке датчика напряжение появляется только при включённом зажигании?

  • 29 декабря 2020

    Не совсем понял как проверяли датчик, опишите пожалуйста подробнее.

  • 28 декабря 2020

    Проверка на U=0.3 v при включённом новом датчике ничего не даёт-всё равно горит CHECK, а компьютер показывает "Ошибка датчика фазы" и неустойчиво работает машина. Мастер сказал:-Ездите так, 90% датчиков бракованные! Как быть? = Лада-Калина, ВАЗ-11119