Масло в антифризе
Масло в антифризе чаще всего появляется из-за пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), а также повреждение элементов системы охлаждения, чрезмерный износ прокладки теплообменника и некоторые другие причины которые подробно рассмотрим. Если масло попадает в антифриз, то решение проблемы откладывать нельзя, поскольку это может привести к серьезным проблемам в работе силового агрегата автомобиля.
Признаки попадания масла в антифриз
Существует ряд типичных признаков, по которым можно понять, что в охлаждающую жидкость (антифриз или тосол) попадает моторное масло. Вне зависимости от того, сколько именно смазки попадает в антифриз, перечисленные ниже признаки будут говорить о проблеме, которую необходимо решать как можно быстрее с тем, чтобы не допустить серьезных и дорогостоящих ремонтов двигателя машины.
Так, к признакам ухода масла в антифриз относится:
- Изменение цвета и консистенции охлаждающей жидкости. Нормальный рабочий антифриз является прозрачной жидкостью синего, желтого, красного или зеленого цветов. Его потемнение по естественным причинам происходит достаточно долго, и обычно сопоставимо с регламентной заменой охлаждающей жидкости. Соответственно, если антифриз потемнел раньше срока, а тем более, его консистенция стала более густой, с примесями жира/масла, то это говорит о том, что масло пошло в антифриз.
- На поверхности антифриза в расширительном бачке охлаждающей системы двигателя имеется жирная пленка. Она видна невооруженным взглядом. Обычно пленка имеет темный оттенок и хорошо отражает световые лучи в разных цветах (эффект дифракции).
- На ощупь охлаждающая жидкость будет маслянистой. Для убеждения в этом можно капнуть на пальцы небольшое количество антифриза и растереть их между пальцами. Чистый антифриз никогда не будет маслянистым, он наоборот, достаточно быстро испарится с поверхности. Масло же, если оно имеется в составе антифриза, будет отчетливо ощущаться на коже.
- Изменение запаха антифриза. Обычно охлаждающая жидкость не имеет запаха вовсе или же имеет сладковатый аромат. Если же в нее попало масло, то жидкость будет иметь неприятный горелый запах. И чем больше масла в ней — тем аромат будет неприятнее и отчетливее.
- Частый перегрев двигателя. Из-за того, что масло снижает эксплуатационные характеристики антифриза последний не в состоянии нормально охлаждать мотор. В том числе снижается температура кипения охлаждающей жидкости. Из-за этого же возможно ситуация, когда антифриз будет «выдавливаться» из-под крышки радиатора или крышки расширительного бачка охлаждающей системы. Особенно это актуально для работы двигателя в жаркое время года (летом). Зачастую при перегреве двигателя наблюдается его неровная работа (он «троит»).
- На стенках расширительного бака системы охлаждения видны масляные разводы.
- На крышках расширительного бачка системы охлаждения и/или крышке радиатора с внутренней стороны возможны масляные отложения, а сверху из под крышки будет видна эмульсия масла и антифриза.
- При повышении оборотов двигателя в расширительном бачке видны выходящие из жидкости пузырьки воздуха. Это говорит о разгерметизации системы.
Приведенная выше информация систематизирована в таблице ниже.
Признаки поломки | Как проверить наличие поломки |
---|---|
Изменение цвета и консистенции ОЖ | Визуальный осмотр ОЖ |
Наличие на поверхности ОЖ масляной пленки | Визуальный осмотр ОЖ. Проверить наличие масляных разводов на внутренних стенках расширительного бачка системы охлаждения |
Охлаждающая жидкость стала маслянистой | Тактильная проверка ОЖ. Проверить внутреннюю поверхность крышек расширительного бачка и радиатора системы охлаждения |
Антифриз имеет запах масла | Проверить ОЖ с помощью обоняния |
Частый перегрев двигателя, выдавливание антифриза из-под крышки расширительного бачка, двигатель “троит” | Проверить уровень антифриза в системе, его состояние (см. предыдущие пункты), давление охлаждающей жидкости |
Выходящие пузырьки воздуха из расширительного бачка системы охлаждения | Чем выше рабочие обороты двигателя — тем больше воздушных пузырей, в любом случае это говорит о разгерметизации системы |
Таким образом, если автовладелец сталкивается хотя бы с одним из перечисленных выше признаков, то имеет смысл выполнить дополнительную диагностику, проверить состояние антифриза, и соответственно, приступить к поиску причин, приведших к представленной ситуации.
Причины попадания масла в антифриз
Почему масло уходит в антифриз? На самом деле существует ряд типовых причин, по которым случается эта неисправность. И чтобы понять из-за чего конкретно масло пошло в антифриз необходимо выполнить дополнительную диагностику состояния отдельных элементов двигателя.
Перечислим типовые причины от наиболее распространенных к достаточно редким:
- Прогорание прокладки ГБЦ. Может быть как естественным износом, так и неправильным моментом затяжки при установке (в идеале нужно затягивать динамометрическим ключом), перекосом при установке, неправильно подобранным размером и/или материалом прокладки или же при перегреве мотора.
- Повреждение плоскости ГБЦ. Например, между ее корпусом и прокладкой может возникнуть микротрещина, раковина или другое повреждение. В свою очередь причина этого может скрываться в механическом повреждении ГБЦ (или двигателя в целом), перекос головки. Также возможно возникновение очагов коррозии на корпусе ГБЦ.
- Износ прокладки или выход из строя самого теплообменника (другое название — маслоохладитель). Соответственно, проблема актуальна для машин, оборудованных этим устройством. Прокладка может прохудиться от старости или неправильной установки. Что касается корпуса теплообменника, то он также может выйти из строя (в нем появиться маленькое отверстие или трещина) вследствие механического повреждения, старения, коррозии. Как правило, трещина возникает на патрубке, а поскольку давление масла в данной точке будет выше, чем давление антифриза, то и смазывающая жидкость будет поступать в систему охлаждения.
- Трещина в гильзе цилиндров. В частности, с наружной стороны. Так, в результате работы двигателя попадающее в цилиндр масло под давлением через микротрещину может малыми дозами перетекать в охлаждающую жидкость.
Кроме перечисленных типовых причин, характерных для большинства бензиновых и дизельных двигателей у некоторых моторов существуют свои конструкционные особенности, из-за которых может возникнуть течь масла в антифриз и наоборот.
Одним из таких моторов является дизель для автомобиля Opel объемом 1,7 литра под обозначением Y17DT производства Isuzu. В частности, в этих двигателях форсунки находятся под крышкой головки цилиндров и установлены в стаканы, наружная сторона которых омывается охлаждающей жидкостью. Однако герметизация стаканов обеспечивается кольцами, созданными из эластичного материала, который со временем дубеет и трескается. Соответственно, в результате этого степень герметизации падает, из-за чего возникает вероятность того, что масло и антифриз будут взаимно смешиваться.
В этих же двигателях изредка фиксируются случаи, когда в результате коррозионного повреждения стаканов в их стенках появлялись маленькие отверстия или микротрещины. Это приводит к аналогичным последствиям по смешиванию упомянутых технологических жидкостей.
Приведенные выше причины систематизированы в таблице.
Причины появления масла в антифризе | Методы устранения |
---|---|
Прогорание прокладки ГБЦ | Замена прокладки на новую, затяжка болтов с нужным моментом с помощью динамометрического ключа |
Повреждение плоскости ГБЦ | Шлифовка плоскости головки блока с помощью специальных станков на автосервисе |
Выход из строя теплообменника (маслоохладителя) или его прокладки | Замена прокладки на новую. Теплообменник можно попробовать запаять, однако это не всегда возможно. В последнем случае нужно менять деталь на новую. |
Ослабление затяжки болтов крепления ГБЦ | Установка нужного момента затяжки с помощью динамометрического ключа |
Трещина в гильзе цилиндров | Зачистка поверхности шлифовальным кругом, снятие фаски, заделка эпоксидными пастами. На финальном этапе наплавка стали чугунными прутками. В самом тяжелом случае полная замена блока цилиндров |
Последствия попадания масла в антифриз
Многих, особенно начинающих, автолюбителей интересует вопрос о том, можно ли ездить, когда масло попало в антифриз. В данном случае все зависит от того, какое именно количество масла попало в ОЖ. В идеальном случае даже при малейшей утечке смазки в антифриз необходимо доехать до автосервиса или гаража, где и выполнять ремонтные работы самостоятельно либо обратиться за помощью к мастерам. Однако если количество масла в охлаждающей жидкости немного, то небольшое расстояние на машине проехать все же можно.
Необходимо понимать, что масло не только снижает эксплуатационные характеристики антифриза (что приводит к снижению эффективности охлаждения двигателя), но и причиняет вред общей системе охлаждения. Также зачастую при возникновении подобных аварийных ситуаций не только масло попадает в охлаждающую жидкость, но и наоборот — антифриз попадает в масло. А это уже может привести к значительным проблемам в процессе эксплуатации непосредственно двигателя. Поэтому при выявлении упомянутой проблемы ремонтные работы необходимо проводить как можно быстрее, поскольку их отсрочка чревата возникновением более серьезных поломок и, соответственно, дорогостоящих ремонтов. Особенно это актуально для эксплуатации машины в жаркую погоду (летом), когда работа системы охлаждения двигателя критически важна для силового агрегата!
В результате эксплуатации охлаждающей жидкости, в составе которой имеется моторное масло, могут возникнуть следующие неприятности с двигателем автомобиля:
- Частый перегрев мотора, особенно при эксплуатации машины в жаркую погоду и/или работе двигателя на высоких оборотах (высоких нагрузках).
- Забивание элементов системы охлаждения (шлангов, патрубков, элементов радиатора) маслом, что снижает эффективность их работы вплоть до критического уровня.
- Повреждение элементов системы охлаждения, которые выполнены из немаслоустойчивых резины и пластика.
- Снижение ресурса не только непосредственно системы охлаждения двигателя, но и всего мотора в целом, поскольку при неисправной системе охлаждения он практически начинает работать на износ или в близком к этому режиме.
- В случае, если не только масло попадает в антифриз, но и наоборот (антифриз перетекает в масло) это приводит к снижению эффективности смазывания внутренних деталей двигателя, их защите от износа и перегрева. Естественно, это также отрицательно сказывается на работе мотора и сроке его нормальной эксплуатации. В критических случаях двигатель может частично и даже полностью выйти из строя.
Таким образом, ремонтные работы лучше начать как можно раньше с тем, чтобы минимизировать негативное воздействие смазывающей жидкости не только на систему охлаждения, но и предотвратить негативное воздействие на двигатель автомобиля в целом.
Что делать если масло попало в антифриз
Выполнение тех или иных ремонтных работ зависит от того, по какой причине появилось масло в бачке антифриза и в целом в системе охлаждения.
- Повреждение прокладки ГБЦ — наиболее частая и легко решаемая проблема в случае, если имеется моторное масло в антифризе. Решение тут одно — замена прокладки на новую. Процедуру эту выполнить можно самостоятельно, либо обратившись за помощью к мастерам на автосервисе. Важно при этом подобрать прокладку правильной формы и с соответствующими геометрическими размерами. А закручивать крепежные болты нужно, во-первых, в определенной последовательности (схема указывается в технической документации к автомобилю), а во-вторых, с помощью динамометрического ключа с тем, чтобы строго выдержать рекомендуемые моменты затяжки.
- Если повреждена головка блока цилиндров (ее нижняя плоскость), то тут возможны два варианта. Первый (более трудозатратный) заключается в том, чтобы проточить ее на соответствующем станке. В некоторых случаях трещину можно заделать высокотемпературными эпоксидными смолами, снять фаску, зачистить поверхность шлифовальным кругом (на станке). Второй путь состоит в полной замене ГБЦ на новую.
- В случае, если на гильзе цилиндров имеет место микротрещина, то это достаточно сложный случай. Так, для устранения этой неисправности необходимо обратиться за помощью в автосервис, где имеются соответствующие станки, с помощью которых можно попробовать восстановить работоспособность блока цилиндров. В частности, блок растачивается, и устанавливаются новые гильзы. Однако зачастую блок меняют целиком.
- Если проблемы с теплообменником или его прокладкой, то необходимо демонтировать его. Если проблема в прокладке, то необходимо ее заменить. Разгерметизировался сам маслоохладитель — можно попытаться его запаять либо заменить на новый. Отремонтированный теплообменник перед установкой обязательно нужно промыть дистиллированной водой или специальными средствами. Однако в большинстве случаев ремонт теплообменника невозможен по причине очень малого размера трещины и сложности конструкции устройства. Поэтому его меняют на новый. Проверку теплообменника можно выполнить с помощью воздушного компрессора. Для этого одно из отверстий (входное или выходное) глушат, а ко второму подключают воздушную магистраль от компрессора. После этого теплообменник помещают в резервуар с теплой (важно !!!, разогретой где-то до +90 градусов по Цельсию)водой. В таких условиях алюминий, из которого сделан теплообменник расширяется, и из трещины (если она есть) пойдут пузырьки воздуха.
Когда причина поломки выяснена и устранена, не забывайте о том, что нужно обязательно заменить антифриз, а также выполнить промывку системы охлаждения. Её необходимо проводить по стандартному алгоритму и с использованием специальных или подручных средств. В случае, если произошел взаимный обмен жидкостями, и в моторное масло также попал антифриз, то нужно выполнить и замену масла с предварительной очисткой масляной системы двигателя.
Как промыть систему охлаждения от эмульсии
Промывка системы охлаждения после того как в нее попало моторное масло, является обязательным мероприятием и если пренебречь промыванием эмульсии, а лишь залить свежий антифриз, то это сильно повлияет на его строк службы и функционирование.
Перед промывкой старый испорченный антифриз необходимо слить из системы. Вместо него можно воспользоваться специальными фабричными средствами для промывки систем охлаждения либо так называемыми народными. В последнем случае лучше всего воспользоваться лимонной кислотой либо же молочной сывороткой. Водный раствор на основе этих средств заливают в систему охлаждения и катаются несколько десятков километров. Рецепты по их использованию приведены в материале "Чем промыть систему охлаждения". После промывки в систему охлаждения нужно залить новый антифриз.
Заключение
Использовать машину, в систему охлаждения которой попало масло, можно лишь в самых крайних случаях, например, чтобы доехать до автосервиса. Ремонтные же работы нужно выполнять как можно раньше с выявлением причины и ее устранением. Использование автомобиля, у которой происходит взаимное смешивание моторного масла и охлаждающей жидкости в долгосрочной перспективе чревато очень сложными и дорогостоящими ремонтами. Так что если заметили масло в антифризе — бейте тревогу и готовьтесь к затратам.
Александр Павалев
29 ноября 2021
Нужно разбирать и производить дефектовку.
Михаил Самсонов
29 ноября 2021
"В дороге отказал термостат, ехали на холодной машине 600км." - это как? Видимо перегрели двигатель, могло прокладку ГБЦ пробить или повело ГБЦ. Проводить дефектовку двигателя нужно.
BMW E90 N52 3.0
29 ноября 2021
В дороге отказал термостат,ехали на холодной машине 600км. По приезду отказала помпа,катили до сервиса км 60, проезжали 5 мин и остужали минут 40. Поменялт термостат,антифриз,радиатор (был пробит),помпу,поменяли масло и через километров 100 выдает чек низкий уровень масла и высокая температура двигателя. Поднимаю капот - и вот. Подскажите,двигатель окончательно погиб,имеет смысл вскрывать для ремонта?
Михаил Самсонов
15 августа 2021
Не согласен, нет гарантии, что завтра сломается контрактный двигатель, так как контрактный двигатель это обычный б/у двигатель и его состояние не известно. А при ремонте вы наверняка будет знать, что стоят новые запчасти и двигатель исправен.
Артём
15 августа 2021
Проще поставить контракт ДВС, это сколько денег надо ,разобрать Голову, проточить, а если не в прокладке дело? Потом мотор греется это уже всё! Потом поршневую смотреть, смысл ещё больше денег отдать!
Сергей
11 августа 2021
Кто не знает чем вымыть эмульсию, ищите Bluechem, Radiator Oil Cleaner 2-c
Михаил Самсонов
28 июля 2021
Синий дым от попадания масла в цилиндры, может из за прокладки, может есть износ цилиндро поршневой группы. А расход масла может быть, оно же уходит в систему охлаждения, замените прокладку ГБЦ или теплообменник масло/антифриз.
Нурлан
27 июля 2021
У меня в масло попала в охлаждения систему из за этого может дыметь синий и расход масло
Михаил Самсонов
23 июня 2021
Если есть теплообменник масло / антифриз, то проблема может быть в нем или его прокладках, если нет, то пробита прокладка ГБЦ или есть микротрещина в ГБЦ.
Игорь
23 июня 2021
Помогите масло попадает в антифриз Рено мастер 3 2011 года 2.3 турбо
Александр Павалев
17 марта 2021
Здравствуйте. Плоскость блока и головки перед установкой проверяли?
Михаил Самсонов
17 марта 2021
Проблема может быть в теплообменнике, при наличии его. Может болты ГБЦ не дотянули, может мусор попал между прокладкой, может повело ГБЦ, может есть микротрещина в ГБЦ.
Айбол
16 марта 2021
Всем Всем здравствуйте гбц поменял ауди а6 с4 2.0теперь возникло проблема в бачке расширительном масло появился поменять теплообменник )) но что мне не нравится масло очень чёрные
Александр Павалев
16 февраля 2021
Здравствуйте. Что за мотор у вас? m111 2.2?
Михаил Самсонов
14 февраля 2021
Если масло попало в систему охлаждения, то причина может быть в теплообменнике масло/антифриз (при наличии), могло пробить прокладку ГБЦ или есть микротрещина в ГБЦ.
Рома
14 февраля 2021
Люди добрые,помогите с советами: после доливки масла давление масла упала,масло ушло в расширитель, в чем причина,мерс 202 да,механика,заранее спасибо
Александр Павалев
2 февраля 2021
У вас установлен теплообменник масло/антифриз? Недавно у знакомого была похожая проблема, перегородка внутри теплообменника треснула.
Михаил Самсонов
1 февраля 2021
Может есть микротрещина в блоке, если есть теплообменник масло/антифриз, то он мог прохудиться.
Юрий
31 января 2021
На киа беста 2.7 дизель пассажир попадало масло в антифриз. Отдал за ремонт 100000 кусковт.е. новая голова,новая вискомуфта новые клапана, новый стартер повые прокладки все старье мне вернули. А масло как пападало так и пападает мне механник и говорит не парься надо чтоб вся система промылась. Уже и промывал моющим и вымакивал снимая крышку радиатора и всеравно масло попадает. Вот вам вапрос специалисты что это за ху...я такая?
Юрий
31 января 2021
Я все понимаю, вот вам тогда такой вопрос мастера!
Вася
9 января 2021
ну если трещина в ГБЦ в масляном канале всё равно опрессовка водяной рубашки должна показать её, ведь масло из одного канала попадает в другой.
Александр Павалев
29 декабря 2020
Скорее всего пробита прокладка ГБЦ.
Михаил Самсонов
29 декабря 2020
Проблема может быть в теплообменнике масло-антифриз, в пробитой прокладке ГБЦ, чаще всего двигатель можно отремонтировать, менять не обязательно.
Ғани Шалкарұлы Шалқаров
29 декабря 2020
У меня такой случай уже второй раз. 12 лет тому назад у меня Ауди 80 такой случай было, и теперь второй раз Фольксваген Пассат б5+ 2002 года тоже в ож появилась масло. Прошлый раз заменил двигатель. А в этот раз не знаю что делать. Все таки начну с теплообменника. Но пока зима, холодно на улице..
Александр Павалев
7 августа 2020
Здравствуйте. Такой вариант возможен, но все зависит от строения ГБЦ.
Ольга
7 августа 2020
По поводу ухода масло в антифриз, не учли тот факт, что может быть трещина в масляном канале гбц. а как правило головку блока опрессовывают ( проверяют на микротрещины) только водяные каналы. Масляные не проверяют!
Сергей
5 августа 2020
Не знаю какую дешевую гадость ты заливаешь в свою систему охлаждения, а потом растираешь пальцами, но настоящий антифриз на основе гликоля имеет маслянистую консистенцию, хотя не растворим в масле, и никуда не испарится, хоть ты пальцы до дыр сотри. Ты хотя бы википедию почитай, изучи тему, описывай свой личный опыт, а не свои умозаключения приводи. Если своего опыта нет, вообще ничего не пиши, не пудри людям мозги и не путай их еще больше. Они сюда за решением проблем пришли, а не затем, чтобы их еще больше усугублять твоими бесполезными советами, списанными с разных подобных твоему источников. В общем дочитал до растирания пальцев и в топку этот хлам.
Александр Павалев
2 августа 2020
Здравствуйте. Согласен с вами. Я когда-то купил дешевую крышку разширительного бачка на мотор m104(Мерседес). Крышка была бракованная и не перепускала. Итог: перегрев и повело ГБЦ.
Гелик
2 августа 2020
У моего приятеля разобрали пол машины по причине перегрева двигателя но при этом почему то эти бл-дь "мастера" Даже не обратили внимание что крышка расш. Бачка от ваз а они раобрали БМВ. КОРОЧЕ ремонт ГБЦ Замена. Термостата и помпы , и ещё куча болтов и прокладок. И бинго ни чего не поменялось. Хотя когда я озвучил версию что нужно проверить герметизацыю сист. Охл и как минимум купить новую крышку то на меня посмотрели как на идиота, МОРАЛЬ ,как правило причина чаще всего в мелочах. Не экономьте на фирменых сервисах. Если сами не разбираетесь. Как минимум вам точно определят причину а не методом исключения меняя один узел за другим.