Датчик детонации в Приоре и Калине
Датчик детонации (ДД) предназначен для регистрации возникновения явления детонации в цилиндрах бензиновых поршневых двигателей. Основная проблема данного датчика на этих авто — засор. В результате обороты на холостом ходу становятся нестабильными, а во время езды могут возникать провалы мощности. А при полном выходе их строя ДД, на ходу тяга может пропасть практически в половину.
Чтобы решить проблему с датчиком детонации на Приорах или Калинах, в вашем случае, рассмотрим, где он установлен, как работает, на что влияет его работа и какие бывают неисправности.
Принцип работы ДД
Пьезокерамический элемент датчика детонации, реагируя на вибрации блока цилиндров, отсылает сигнал на контроллер (ЭСУД), который, в свою очередь, обрабатывает этот сигнал и в случае детонации уменьшает угол опережения зажигания. При этом угол опережения зажигания меняется для каждого цилиндра отдельно. Связано это с тем, что температура цилиндров, при рядном расположении, различна. Самый холодный — первый, более горячий четвертый или последний, затем второй и самый горячий третий.
С точки зрения водителя, наличие системы устранения детонации, дает возможность, при необходимости, использовать низкооктановый бензин (имейте в виду, контроллер будет считать что у вас А-95). Еще одно преимущество — максимальная экономичность и отличные динамические качества при использовании газобаллонной аппаратуры.
Место установки
Датчик крепится на блоке цилиндров на специальном выступе около второго цилиндра. Такое расположение обусловлено наибольшим проявлением детонации именно в данном месте. Проще рассмотреть датчик детонации, если залезть под автомобиль и демонтировать защиту мотора. ДД располагается под ГБЦ со стороны радиатора. На 8-клапанном двигателе подобраться к датчику и выполнить его замену будет просто. А вот на 16-клапанном задача усложняется большим количеством навесного оборудования, которое мешает процессу.
1 — датчик детонации на двигателях 21126, 11194
Датчик детонации на двигателе 21214.
Сколько стоит ДД на Приору и Калину
Когда датчик выходит из строя, то его не ремонтируют, а просто меняют на новый. Оригинальный ДД для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей, который устанавливается на Приору и Калину с завода, имеет артикул 21123855020 и стоит он порядка 280 р. Также есть неплохие аналоги:
- ERA (550489) — 440 р.;
- Fenox (SD10100O7) — 270 р.;
- STELLOX (0609012SX) — 350 р.;
- РЕМКОМ (RK02001) — 210 р.
Неисправность датчика детонации
Проявляются проблемы с датчиком на Калине или Приоре в основном в нестабильной работе двигателя. Во время езды сначала все нормально, а затем неожиданно мотор начинает “тупить”, пропадает тяга, появляется ощущение, что автомобиль кто-то держит сзади. Через некоторое время работа двигателя стабилизируется, мощность восстанавливается. Также может вырасти расход топлива. Мотор начинает расходовать больше бензина, чтобы компенсировать мощность по причине неправильного угла опережения.
Наиболее частая неисправность «низкий уровень сигнала» код 0327. При отключенном зажигании проверяется целостность цепей от колодки датчика до контроллера, и от колодки к датчику. Не лишне проверить момент затяжки, часто датчик теряет чувствительность из-за ухудшения контакта с двигателем. Если момент был недостаточен и потребовалось дотянуть, проверьте повторно диагностическим оборудованием отсутствие кода ошибки P0327.
Приведём пару методов проверки самого датчика без использования специальных диагностических средств.
- При работающем на холостом ходу двигателе, отключенной колодке жгута проводов, нужно подключить к контактам датчика вольтметр, в режиме переменного тока. Наличие сигнала на контактах ДД говорит об исправности.
- Второй метод — заключается в снятии ДД с двигателя. Затем в отверстие датчика устанавливают болт, подключают к контактам вольтметр. Легким постукиванием по головке болта, определяют наличие реакции на вибрации по отклонению стрелки вольтметра.
Если цепи и ДД исправны неисправность относится к контроллеру. Когда определена поломка датчика детонации, в качестве замены, многие водители рекомендуют применять датчик «Bosсh» от инжекторной «Волги», артикул 0 261 231 046. Он будет работать надежнее, но дорогой — от 1260 и до 1600 р.
Как проверить датчик детонации
Проверка датчика детонации с помощью мультиметра
Проверка ДД на Приоре и Калине производится в режиме измерения сопротивления 20 МОм. Подсоединив щупы к контактам постучите по корпусу ключом. Показания при этом должны менятся.
Если этого не происходит, то скорее всего он не рабочий, но чтобы убедится в этом, есть и другой метод проверки. Нажмите большим пальцем с усилием на датчик и после этого данные сопротивления с 3 МОм подпрыгнут до 16-34 МОм (в каждом случае по разному).
Замена датчика детонации
Чтобы заменить датчик детонации на Калине или Приоре, все что потребуется это:
- накидные ключи или головки на — “10”, “13”, “19”;
- трещотка или вороток;
- динамометрический ключ.
Не помешает и металлическая щетка, чтобы было проще очищать резьбовые соединения защиты картера, которые сильно закисают а также зачищать место соединения датчика с двигателем. В некоторых случаях не обойтись и без проникающей смазки (жидкий ключ).
Снятие датчика детонации с двигателя
Снятие
- Для замены датчика детонации прежде всего выключите зажигание.
- Затем снимите колодку жгута проводов предварительно нажав на фиксатор.
- Болт крепления отворачивайте сменной головкой х13 либо соответствующим гаечным ключом (головка предпочтительнее для предотвращения «облизывания граней»).
Установка
Установите датчик на место, так чтобы колодка подключения была направлена в сторону свободного пространства.
Касание горячих частей двигателя может повредить изоляцию жгута проводов. Касание холодных элементов — место перетирания, из-за естественной вибрации двигателя по отношению к кузову.
Правильно установленный ДД на Калине и Приоре
Постарайтесь чтобы колодка «смотрела» вниз на случай попадания воды, однако чаще его удобнее устанавливать колодкой в право. Проследите за чистотой и сухостью колодки — болт крепления завернут в блок и таким образом замкнут на «массу». Контакт между болтом и колодкой через слой грязи, на которую попало масло или вода, приведет к сбоям в работе двигателя.
Болт крепления необходимо затягивать при помощи динамометрического ключа со сменной головкой на «13». Момент затяжки 15...24 Н.м. В данном случае, правильность момента затяжки влияет на восприимчивость датчика к вибрациям двигателя. Неверная затяжка приводит к неисправности в работе ДД.