Евромаркировка шины
Европейская маркировка шин используется в обязательном порядке еще с 1 ноября 2012 года, согласно закону № 1222/2009. Все покрышки для легковых и грузовых автомобилей поступающие на рынок в странах Евросоюза, должны иметь стандартизированную маркировку, помимо той, что итак есть на шинах основные обозначения. На этикетке евро маркировки указана информация о самых важных рабочих параметрах шины, таких как:
Интерактивное изображение обозначения евромаркировки шины. Работает при наведении курсора мышки
Такой закон единого стандарта разработан с целью повышения безопасности транспорта на дорогах, энергоэффективности и снижения выбросов CO2.
У этих правил есть исключения, закон не распространяется на шины:
- С восстановленным протектором.
- Шины повышенной проходимости для профессиональных авто.
- Шины для машин, которые зарегистрированы до 1 октября 1990 года.
- Запасные шины типа Т или докатка.
- Шину, у которых индекс скорости ниже 80 км/ч.
- Шипованную резину.
- Шины для спорткаров.
- Шины для установки на диски меньше или равные 10 дюймов и выше или равные 25 дюймов.
Значение показателей: А (зеленый) — лучший; G (красный) — худший.
На самом деле, если провести параллель сравнения, то европейская маркировка очень схожа с информацией об уровне энергоэффективности, которую наносят на бытовые приборы (холодильники или стиральные машины), она как правило, обозначается буквами «A» и «G», где «А» — это показатель наибольшей эффективности, а «G» — наихудший показатель. Абсолютно аналогично и с обозначениями на шинах из Европы.
Топливная экономичность
На стикере производители указывают название торговой марки, модели, типоразмер, также цифровые и буквенные обозначения, именно они показывают, как будет вести себя шина на мокрой дороге, ее экономичность и шумность. Как повлияет установка на расход топлива маркируется буквами, от “A” до “G” на цветной шкале. Информация о топливной экономичности размещена в квадрате с изображением колеса и заправки. В новой европейской маркировке шин такие индексы показывают сопротивление качению.
Как известно примерно 20% топлива, которое потребляет автомобиль, зависит от шины. Это можно объяснить тем, что при движении шина деформируется и высвобождает энергию, таким образом создается сила, которая называется «сопротивление качению». Чем выше эта сила, тем больше двигателю требуется топлива, чтобы ее осилить. Данная величина напрямую определяет экономичность шины, а также ее воздействие на окружающую среду. Если этот показатель будет меньше, как факт и вредных выбросов тоже будет меньше, соответственно значительно сократиться расход топлива.
Рассмотрим значения индексов сопротивления качению в диапазоне от «А» до «G» на шинах:
- «A» (зеленый цвет) обозначает максимальную топливную экономичность.
- «B» – очень высокая топливная экономичность.
- «C» — высокая топливная экономичность.
- «D» — (желтый) средняя топливная экономичность.
- «E» – (оранжевый) ниже-среднего топливная экономичность.
- «F» — низкая топливная экономичность.
- «G» (красный цвет) показывает минимальную топливную экономичность.
Факторы, которые влияют на топливную экономичность:
- Уровень давления в шинах – достаточно низкое давление в шинах увеличивает сопротивление качению и может повлиять на взаимодействие с мокрым асфальтом.
- Масса автомобиля.
- Стиль вождения.
- Состояние дорожной поверхности.
- Скорость движения автомобиля.
- Нагрузка.
- Температура.
- Конструкция шины.
Таблица коэффициентов сопротивления качению легковых автомобилей:
Главное отличие между рейтингом «А» и «G» это разница в расходе топлива, показатель, которой, может доходить до 7,5%. Например, если сравнить шины «А» и «G», то при использовании шин с рейтингом, в первом варианте вы сможете сэкономить более 6 литров бензина на каждой 1000 км.
Эффективность торможения: технические показатели шины на мокрой поверхности
Возможность тормозить на мокрой поверхности – это один из самых главных показателей безопасности. Его эффективность можно измерить с помощью теста, который должен быть проведен строго по европейскому регламенту и включает такие параметры (скорость, характеристики тестируемой трассы, температурный режим, уровень воды).
Обозначение эффективности торможения отмечается в квадрате с изображением колеса и дождевого облака. Поскольку показатель тормозного пути в дождливую погоду играет ключевую роль.
Таблица индексов сцепления на мокрой дороге
Оценка может быть присвоена только после проведения тестов двух шин, которые выбирают как образец для сравнения. Разница между шинами с оценками «A» и «F» значительно ощутима, при этом индекс «D» и «G» для легковых авто вообще не применяется. Резина с высоким сцеплением на мокрой поверхности имеет более короткий тормозной путь, это дает водителю огромное преимущество на мокром асфальте.
Тормозной путь шин класса «А» и «F» очень отличается друг от друга, последний показатель при торможении может достигать до 18 метров, то это примерно четыре легковых авто в длину. Например, если автомобиль с шинами класса «А» уже остановился, то автомобиль с шинами класса «F» будет еще какое то время двигаться, при условии если скорость автомобиля 80 км/ч.
Звуковая эффективность: внешний шум шины при качении
Шум шины в момент качения – это один из элементов, который также учитывают в момент оценки воздействия шины на окружающую среду, особенно в черте города. Результаты, которые получили во время прохождения теста, сравнивают с максимально доступным уровнем шума.
Уровень производимого шинами шума указан на евроэтикетке в квадрате с с изображением шины и исходящих от нее звуковых волн.
Уровень внешнего шума, который допустим от шины во время движения автомобиля выражается в децибелах (dB). Индекс шумности шин, отображается на маркировке в виде черных меток звуковых волн: одной, двух или трех. Чем больше закрашенных рисок, тем значит резина шумнее.
Расшифровка звуковых волн:
- 1 деление – тихая шина (на 3 дБ ниже нормы).
- 2 деления – умеренно шумная шина (от 0-3 дБ ниже допустимого лимита).
- 3 деления – шумная шина, она имеет наиболее слабую акустическую защиту (превышает допустимое ограничение), поэтому их продажи запрещены с июня 2016 года. Например, шины с уровнем шума более 74 дБ считаются очень шумными.
Евромаркировка содержит информацию по трем важным характеристикам шин, но на них к сожалению не указаны также и другие немаловажные критерии, такие как: управляемость автомобилем во время объезда препятствий, аквапланирование, тормозной путь и нет никакой информации о потенциальном пробеге шины. Возможно в будущем производители станут на этикетке указывать и их.